Сегодня, 27 мая, день памяти моряков, погибших в Цусимском сражении

По тем временам это было крупнейшее сражение, не знающее аналогов в мире

19:33, 27 мая 2010 Общество
3a1de7522808d998c4df19373ce51549.jpg

Cражение русских кораблей с японским флотом, разыгравшееся у острова Цусима 27 мая 1905 года, стало последним этапом русско-японской войны.

После гибели в сражении 10 августа 1904 года русской эскадры в Порт-Артуре вместе с ее командующим адмиралом Вильгельмом Витгефтом, из состава Балтийского флота была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Зиновия Рожественского, начальника Главного морского штаба. Она совершила полугодовой переход на Дальний Восток, где 27 мая 1905 года погибла в сражении в Цусимском проливе.

По тем временам это было крупнейшее сражение, не знающее аналогов в мире.

Эскадра Рожественского состояла из восьми эскадренных броненосцев, трех броненосцев береговой обороны, одного броненосного крейсера, восьми крейсеров, пяти вспомогательных крейсеров и девяти эскадренных миноносцев.

Японский флот под командованием адмирала Того располагал четырьмя эскадренными броненосцами, шестью броненосцами береговой обороны, восемью броненосными крейсерами, шестью крейсерами, 24 вспомогательными крейсерами и 63 эскадренными миноносцами.

На стороне японцев было качественное превосходство в артиллерии. Японские орудия обладали почти втрое большей скорострельностью, а по мощности японские снаряды были мощнее русских снарядов такого же калибра.

К моменту прибытия эскадры Рожественского на Дальний Восток броненосные корабли японцев сосредоточились в корейском порту Мозампо, а крейсера и миноносцы - у острова Цусима. К югу от Мозампо, между островами Гото и Квельпарт, был развернут дозор из крейсеров, который должен был обнаружить подход русских сил. Японский командующий был уверен, что неприятель попробует прорваться во Владивосток кратчайшим путем - через Корейский пролив, и не ошибся.

В ночь на 27 мая эскадра Рожественского приблизилась к Корейскому проливу в походном порядке. Впереди двигались два легких крейсера, за ними в двух кильватерных колоннах шли броненосцы, а за ними - остальные корабли. Рожественский не произвел дальней разведки и не осуществил затемнения на всех своих судах. В 2 часа 28 минут ночи японский вспомогательный крейсер "Синано-Мару" обнаружил неприятеля и доложил командующему. Того вывел флот из Мозампо.

В 7 часов на русских кораблях заметили японский крейсер, а в 9.40 - отряд японских крейсеров. Рожественский перестроил эскадру в боевой порядок. В 13.15 русская эскадра, следуя в строю двух кильватерных колонн, встретилась с главными силами японского флота, стремившимися пересечь ей курс. Рожественский перестроил эскадру в одну кильватерную колонну.

Русские корабли открыли огонь с дистанции 38 кабельтовых (свыше семи кимлометров). Японский флот ответил, при этом противник сосредоточил всю силу своего огня на флагманском корабле - эскадренном броненосце "Князь Суворов" и следовавшем за ним эскадренном броненосце "Ослябя". Используя подавляющее огневое превосходство и фугасное действие снарядов (по своему поражающему воздействию они в 10-15 раз превосходили русские бронебойные снаряды), японцы вывели из строя броненосец "Князь Суворов", а через 15 минут потопили броненосец "Ослябя". В ходе боя Рожественский был ранен, централизованное управление эскадрой потеряно. Только около 19 часов в командование ею вступил контр-адмирал Николай Небогатов (командир 1-го отряда 3-й Тихоокеанской эскадры).

Мужественно и стойко отбиваясь от превосходящих сил противника, русская эскадра продолжала идти прежним курсом на Владивосток. В дневном бою погибли еще два эскадренных броненосца, "Император Александр III" и "Бородино", и вспомогательный крейсер "Урал", многие русские корабли получили серьезные повреждения.

С наступлением темноты японцы бросили против русской эскадры миноносцы, которые выпустили за ночь 75 торпед. В результате в ночном бою погиб эскадренный броненосец "Наварин", сильные повреждения получили эскадренный броненосец "Сисой Великий", броненосный крейсер "Адмирал Нахимов" и крейсер "Владимир Мономах", что заставило экипажи последних затопить свои корабли. К утру 28 мая русская эскадра перестала существовать, хотя отдельные ее корабли, рассеявшись по проливу, еще вели неравный бой с противником. Японцы в ночном бою потеряли три миноносца потопленными и свыше десяти поврежденными.

В Цусимском сражении русский флот потерпел сокрушительное поражение, подобного которому не испытывал за всю свою двухвековую историю. В сражении погибли (были потоплены противником) шесть эскадренных броненосцев, один броненосец береговой обороны, три крейсера, один вспомогательный крейсер и три эскадренных миноносца; получили тяжелые повреждения и были затоплены своими экипажами один броненосный крейсер, один крейсер и два эскадренных миноносца; два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и один эскадренный миноносец, на котором находился Рожественский, сдались в плен. Крейсеры "Аврора", "Олег" и "Жемчуг", эскадренный миноносец "Бодрый", а также транспорты "Свирь" и "Корея", оторвавшись от преследования противника, ушли в нейтральные порты (Манила и Шанхай), где были интернированы. Крейсер "Изумруд" отказался выполнить приказ Небогатова о сдаче врагу утром 28 мая, оторвался от преследования и направился во Владивосток, но на подходе к этому порту наскочил ночью на мель (в бухте Святого Владимира). Опасаясь подхода преследовавших его японских крейсеров, экипаж вынужден был взорвать крейсер. Из всей эскадры во Владивосток прорвались только крейсер (бывшая яхта) "Алмаз" и эскадренные миноносцы "Бравый" и "Грозный".

В Цусимском сражении погибли 5045 русских моряков и свыше 800 были ранены.

По возвращении в Россию Небогатова сделали главным виновником цусимской катастрофы и приговорили к смертной казни за сдачу остатков флота противнику (раненого Рожественского судить было нельзя). Смертная казнь была заменена десятью годами каторжных работ, а через два года Небогатова помиловали и выпустили на свободу.

Приказом по Морскому ведомству 19 декабря 1905 года была специально создана Следственная комиссия по выяснению обстоятельств Цусимского боя. Анализируя документы и свидетельские показания, Комиссия определила, что "беспримерное поражение, нанесенное 2-й эскадре Тихого океана" имело четыре основные причины.

Во-первых, коренные материальные и технические недостатки флота, выразившиеся в большой строительной перегрузке судов 2-й эскадры и в устарелости артиллерии. Во-вторых, полная неподготовленность морского министерства к решению вопросов международной политики и стратегии. Несостоятельность его выразилась в отсутствии плана войны, повлекшем за собой ряд случайных решений стратегических вопросов большой важности, в отсутствии международных соглашений, способных облегчить движение морских подкреплений на Дальний Восток, в необоснованных надеждах на приобретение за границей боевых судов во время войны, в неосведомленности о состоянии неприятельского флота и в ошибках и недостатках системы мобилизации, ставших результатом неудовлетворительного комплектования 2-й эскадры офицерами и нижними чинами.

В-третьих, цусимская трагедия стала результатом материальной слабости эскадры, что выразилось в крайней разнотипности входивших в нее броненосцев, в малой скорости их хода, в полном отсутствии броненосных крейсеров и в недостаточности крейсеров и миноносцев. В-четвертых, неудачно был выбран начальник эскадры, принявший на себя командование без веры в возможность боевого успеха и не уделявший необходимого внимания боевой подготовке эскадры.

После Цусимского сражения Россия была вынуждена начать переговоры, завершившиеся в целом невыгодным для нее Портсмутским миром.

Источник: РИА "Новости"

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!