Ученые доказали, что человек обладает мозговыми центрами, отвечающими за чувство справедливости

Благодаря этому он может испытывать удовольствие от получения выгоды посторонними лицами, что объясняет некоторые основы социального пов

19:05, 27 февраля 2010 Общество
b255e308612660486830108d511dc098.jpg

Благодаря этому он может испытывать удовольствие от получения выгоды посторонними лицами, что объясняет некоторые основы социального поведения людей

Об этом сообщается в статье исследователей, опубликованной в четверг в выпуске журнала Nature.

Несмотря на то, что отвращение к неравенству довольно общая черта, свойственная всем людям, особенно когда дело касается денег, до сих пор ученые не знали, каким образом это чувство связано с работой головного мозга.

"В своей работе мы попытались выявить нейронные основы, определяющие отвращение людей к неравенству. Оказывается, это чувство - не просто реализация общественного договора или правила, оно возникает в результате работы базовых мозговых структур, центров удовольствия", - прокомментировал работу профессор Джон О'Догерти (John O'Doherty), слова которого приводит пресс-служба Калифорнийского технологического института.

Центрами удовольствия ученые называют области головного мозга, активизирующиеся на какие- либо приятные внешние стимулы: вкусную еду, деньги, театр, музыку и другие, в так называемой "вентромедиальной префронтальной" коре головного мозга и нижней части полосатого тела головного мозга.

Чтобы изучить связь этих центров с чувством справедливости, ученые прибегли к помощи 40 добровольцев, активность соответствующих долей головного мозга у которых сканировали с помощью метода функциональной магнеторезонансной томографии по мере того, как участники эксперимента вовлекались учеными в экономические взаимоотношения.

Так, например, участнику эксперимента, находящемуся внутри томографа сообщали, что он получит 50 долларов США, а его партнер по команде - 20. В другом случае эта пропорция могла быть иной: 5 и 50 долларов соответственно и так далее.

При этом участников эксперимента изначально ставили в различные условия: некоторые добровольцы вступали в игру с 50 долларами, полученными от ученых перед началом эксперимента, тогда как другие начинали эксперимент без какой либо суммы денег.

Как и следовало ожидать, "бедные" участники эксперимента показывали очень сильную активацию мозговых центров удовольствия, когда получали в результате игры больше денег, чем их соперники. При этом получение выгоды посторонними людьми оставляло их равнодушными.

В случае же "богатых" добровольцев ситуация выглядела совершенно неожиданным образом: их мозговые центры удовольствия активизировались сильнее в том случае, если кто-либо посторонний получал большую выгоду, чем они сами. Если же они сами получали в результате игры сумму, большую чем у соперника, то активация центров удовольствия у них была слабой.

"Иными словами, их мозг в гораздо большей степени радовался чужой выгоде, чем своей собственной. Это означает, что базовые структуры мозга, отвечающие за удовольствие, оказываются чувствительны даже к небольшим различиям в социальном контексте получения тех или иных приятных эмоций. То есть, эти самые центры удовольствия ориентированы не только на получение удовольствия от собственной выгоды человека", - сказал О'Доггерти.

"Мы, экономисты, имеем твердое убеждение, что большинство рациональных людей ориентированы на получение собственной выгоды и не станут помогать в этом другим, однако если бы это было так, мы бы не видели такой реакции центров удовольствия в ответ на получение прибыли посторонними людьми", - добавил Колин Камерер (Colin Camerer), соавтор публикации.

Камерер полагает, что отчасти такая реакция мозговых центров может определяться собственным интересом, например, снижением собственного дискомфорта от ощущения неравенства, в котором люди занимают более высокую позицию, чем окружающие. В дальнейшем ученые намерены изучить механизмы влияния такой работы мозговых центров удовольствия на поведение людей.

Источник: РИА Новости

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!