Дети второго сорта

Власти региона, в котором сегодня строится мощный федеральный университет, не могут найти средств на содержание малокомплектных школ в се

15:02, 17 декабря 2009 Общество
30080c90a04f820def66359f3546595a.jpg
Власти региона, в котором сегодня строится мощный федеральный университет, не могут найти средств на содержание малокомплектных школ в сельской глубинке

Год назад в п. Рудный-1 Кавалеровского района была закрыта из-за низкой наполняемости школа № 2. А сегодня на повестке дня – сохранение единственной оставшейся в Рудненском городском поселении школы № 1 в п. Рудный. И опять же – из-за низкой наполняемости. Всего в рудненской школе учатся 155 человек, в классах – от 20 до 4 человек. А в городских школах ( и городских поселений) должно быть 25. Но школа в поселке с населением в 2,5 тыс. человек всегда была и остается образовательно-культурным центром, без которого рудненцы не мыслят своей жизни. Закрытие школы приведет к деградации поселка, в котором нет никаких предприятий…

Именно исходя из наполняемости школ финансирует их сегодня край: из краевого бюджета платят зарплату педагогам, из местного – коммунальные расходы. В городских школах численность учащихся в класс-комплекте – 25 человек, в сельских – 14. Если в классах маленьких поселковых школ сидит по 3-4 человека, недостающие средства на содержание таких школ должны изыскивать муниципальные образования. И раньше Кавалеровскому району, как и другим МО, приходилось недостающие средства на содержание малокомплектных школ вроде рудненской брать из районного бюджета, снимать с других статей – на здравоохранение, культуру, благоустройство… А бюджет-2010 будет кризисный, трудный. Край предложил МО две схемы финансирования – или по-прежнему получайте дотации из краевого бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, или оставляйте на местах больше собственных доходов – с 38 их долю разрешено увеличить до 64%. Кавалеровцы выбрали второе.

Но даже при этом доходная часть райбюджета-2010 будет намного меньше уровня-2009. Не на что даже индексировать зарплаты бюджетников, не говоря уже о чиновниках района. А рудненской школе на следующий год не хватает 1,5 млн руб. Финансирования из края, как пояснила директор этой школы Валентина СИМАКОВА, хватит лишь на 6 класс-комплектов, на оставшиеся 5 – денег нет. И в районе их взять негде. Разве что предложить поделиться своими бюджетами трем кавалеровским школам-донорам, где с численностью учеников нет проблем. Но они – самостоятельные юридические лица со своими бюджетами. Захотят ли они делиться?.. Директор кавалеровской СШ № 3 Елена ВИЛЬК настроена скептически: «Нам делиться нечем, сами выживаем, как можем.»

Районные власти, педагоги рудненской школы путь решения проблемы видят в одном - поменять статус Рудненского городского поселения на сельское. Тогда школа впишется в краевые нормативы, ведь в сельской школе в класс-комплектах должно быть 14 человек. Финансирование на одного учащегося в сельской школе выше, школу в Рудном удастся не только сохранить – она еще и получит дополнительные средства на развитие, а учителя – сельскую добавку к зарплатам. 8 декабря в п. Рудном состоялось собрание общественности, педагогов, родителей учащихся: за смену статуса поселения с городского на сельское высказалось 128 человек из 130. А 10 декабря на заседании рудненского муниципального комитета, на котором присутствовали мэр района, зам. председателя районной Думы, начальник роно и представители рудненской школы, решено было провести в течение месяца конференцию жителей Рудного по вопросу о смене статуса поселения с городского на сельское.

Казалось бы, выход найден. Но у некоторых депутатов мункома есть сомнения. Так, депутат рудненского мункома Владимир КЛЮЕВ говорит, что он не против смены статуса поселения на сельское. Но он за то, чтобы поселение в любом случае осталось самостоятельной административной единицей, чтобы его не включили в состав Кавалеровского городского поселения: «Мы тогда станем «резервацией при п. Кавалерово и нас будут финансировать по остаточному принципу…» Есть сомнения у депутата и по поводу сохранения в поселке Рудном в случае смены статуса на сельское поселковой больнички. Клюев считает, что есть, кроме смены статуса поселения, другой выход – внести поправки в краевой закон об образовании, позволяющий без смены статуса в городских поселениях вроде Рудненского с населением менее 3 тыс. человек приравнять школы к сельским школам.
За последние годы в рамках проводимой в районе оптимизации системы образования было закрыто три малокомплектные школы – в п. Хрустальном, в п. Высокогорске и в п. Рудный-1 (на Повороте). Дошло и до последней оставшейся в п. Рудном школы: если не найти денег, то, по словам директора Валентины Симаковой, школу в перспективе тоже могут закрыть. Куда пойдут работать 20 учителей рудненской школы, если даже продавцы в местные магазинчики не требуются?..

Татьяна Н., учитель математики рудненской школы № 1 с более чем двадцатилетним педагогическим стажем, например, так и говорит: «Мне устроиться будет негде: в кавалеровских школах и школах соседних поселков вакансий для учителей нет: Придется выходить на пенсию, а ведь на нее в наше время не проживешь…» Есть в поселке небольшая поликлиника, дом для престарелых, детсад, мини-пекарня. Но там штаты укомплектованы, к тому же для работы в поликлинике или пекарне требуется специальное образование, да и не пойдет учитель в пекари или торговать в киоск – лучше уедет с семьей туда, где есть школы, есть работа. А за учителями из поселка потянутся и родители, имеющие детей-школьников. Основная масса рудненцев сегодня ездит на работу в Кавалерово за 18 км, а многие мужчины-горняки, ранее работавшие на одном из местных рудников давно рухнувшего в результате бездумной «прихватизации» 90-х ХГОКа, сегодня вынуждены трудоустраиваться далеко за пределами района и края – они месяцами вкалывают где-то на северах, чтобы прокормить семьи… Закроется школа – не только учителя останутся без работы. Детям некуда будет податься, ведь при школе работают кружки моделирования, «Хозяюшка», спортивная секция по мини-футболу. Приедут школяры, допустим, после учебы в кавалеровских школах домой, в Рудный, и заняться им нечем. Действуют еще, правда, два кружка при местном ДК – танцевальный и вокальный, но кто знает – может, завтра процесс «оптимизации» коснется и поселкового ДК…

«Оптимизировались» кавалеровцы до предела, даже «в общем и в целом» вписались в этом году в установленные краевые нормативы. Но по-прежнему малокомплектными остаются школы в Рудном, Зеркальном. Вот и думают, как их сохранить. Но проблема эта не чисто внутрирайонная. Малокомплектных школ в небольших городских и даже в сельских поселениях по краю – тьма тьмущая. Особенно туго тем школам, что, как и в Рудном, находятся в формально городских по статусу поселениях, а реально в этих поселениях живут от 500 до 3 тыс. человек: промышленных предприятий нет, работы нет, прироста населения нет, школы – малокомплектные и финансирование из края получают в зависимости от численности учащихся. А педагогов-то при любой численности учеников надо содержать полный «комплект».

Вчера, до кризиса, муниципалы еще находили недостающие средства на содержание малокомплектных школ, урезая другие статьи расходов, отщипывая от школ-доноров. А сегодня резервов на местах нет. Между тем миллиарды вбухиваются в те же стройки объектов саммита АТЭС. Все больше расходов требует саммит. Все более урезаются при этом социальные статьи расходов краевого бюджета. Значит, все меньше шансов выжить и уцелеть у таких школ, как рудненская. И кто после этого будет учиться в строящемся федеральном университете – выпускники одних только действительно городских школ, находящихся в более или менее крупных городах?.. И это – при равном праве на образование, гарантированном Конституцией всем гражданам, живут ли они в Рудном или во Владивостоке?..

Источник: Александра ЕГОРОВА

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!