“Приморрыбпром” уходит на дно целиком

Незаконным признал Приморский арбитражный суд решение собрания кредиторов “Приморрыбпрома” о реорганизации акционерного общества. Выделение самостоятельных предприятий из структуры бывшего гиганта рыбной отрасли, на котором сейчас действует процедура банкротства, посчитано нецелесообразным.

14 авг. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №198 от 14 авг. 1997

Незаконным признал Приморский арбитражный суд решение собрания кредиторов “Приморрыбпрома” о реорганизации акционерного общества. Выделение самостоятельных предприятий из структуры бывшего гиганта рыбной отрасли, на котором сейчас действует процедура банкротства, посчитано нецелесообразным.

Акционеры не успели поделиться...

Вопрос о реорганизации “Приморрыбпрома” остро стоял еще на заре его приватизации в 1993 году, что во многом послужило возникновению конфликтной ситуации между основными акционерами (о ней “В” неоднократно рассказывал). Устав от междуусобицы, к 1996 году новые владельцы старейшего в стране рыбохозяйственного объединения пришли к выводу: иного пути по выводу погрязшего к тому времени в долгах предприятия из кризиса нет.

Многие специалисты отрасли также предлагали такой вариант - реорганизация путем раздела имущества. Подобная практика по выводу громоздких структур из кризиса существует во всем мире. Акционеры достигли принципиальной договоренности по разделу собственности и обязательств, а краевой комитет по рыбной промышленности разработал программу по стабилизации социально-экономической обстановки в рыбацких поселках Приморья. Вся работа пошла прахом. А к многочисленным странным ситуациям вокруг “Приморрыбпрома” добавились новые.

Первая: зная о готовящейся реорганизации предприятия, территориальное агентство по банкротству тем не менее идет параллельным курсом, и буквально за день до акционерного собрания, 4 сентября 1996 года, арбитражный суд по его инициативе вводит в “ПРП” внешнее управление. Задолженность в бюджет и внебюджетные фонды составляла тогда 13 миллиардов 189 миллионов рублей, и вопрос при действующем законодательстве был решен почти автоматически. “Приморрыбпром” стал самым крупным в крае предприятием, к которому когда-либо применялась такая мера.

Вторая: на должность внешнего управляющего огромного рыбохозяйственного предприятия ТАФУ сочло необходимым предложить арбитражному суду кандидатуру специалиста, не имеющего опыта работы в отрасли. Ранее Александр Гордиенко возглавлял страховую компанию “Саламандра”, лицензия которой ныне отозвана Росстрахнадзором. Не ставя под сомнение организаторские способности Александра Борисовича, стоит уточнить: предвидя, что процесс банкротства рано или поздно коснется рыбаков, отраслевой комитет краевой администрации за свой счет подготовил к тому времени 6 специалистов по внешнему управлению именно рыбацкими предприятиями. Их опыт почему-то оказался никому не нужен.

- Мнение специалистов оказалось невостребованным, - комментирует председатель комитета рыбной промышленности краевой администрации Владимир Сидоров. - Новый управляющий почему-то решил, что “Приморрыбпром” можно вытащить из долговой ямы за счет распродажи основных фондов и получения кредитов под 20 процентов. Чистой воды блеф: никто не станет давать банкроту деньги. А основные фонды представляют собой старые суда, которые не нужны никому, кроме тех, кто с их помощью зарабатывает себе на хлеб.

Остаточная стоимость основных фондов “Приморрыбпрома” по результатам переоценки на тот период составляла 640 миллиардов рублей. Но уже тогда было ясно, что удовлетворить требования кредиторов за счет их продажи не удастся. По мнению специалистов, имущество предприятия малоликвидно, а его стоимость завышена. Например, суда балансовой стоимостью в 40-50 миллиардов рублей реально оцениваются лишь в 6-7 миллиардов.

...а кредиторы разделиться не смогли

Как и ожидалось, все планы по выводу предприятия из кризиса с треском провалились. Давать кредиты потенциальному банкроту дураков не нашлось, торги по продаже шикарного здания на Светланской, 83 желаемых результатов тоже не принесли. За 10 месяцев внешнего управления долги акционерного общества выросли до 135 миллиардов рублей. О каких инвестициях может идти речь, кто бросит деньги в такую пучину?

“Приморрыбпром” встал намертво, и теперь вопрос о преобразованиях поставили уже кредиторы. Во избежание полного краха на своем очередном собрании они приняли решение о реорганизации акционерного общества. Если инвестиционная привлекательность самого “Приморрыбпрома” равна нулю, то желающих вложить деньги в развитие рыбозаводов и других структурных подразделений и сейчас предостаточно.

Собрание решило выделить из состава акционерного общества с приданием статуса юридического лица все рыбозаводы, фабрику орудий лова, бондарный завод и другие подразделения. Предполагалось, что вновь образуемые предприятия возьмут на себя 64 процента общей задолженности “Приморрыбпрома”, забирая при этом 76,65 процента основных фондов. Кредиторам предоставлялось право получить до 15 процентов акций запускаемых в свободное плавание бывших структурных подразделений “ПРП”.

По мнению председателя совета директоров АО “Приморрыбпром” Анатолия Павлова, это был единственный выход и для береговых предприятий, которых утянуло на дно банкротство головной конторы, и для кредиторов. Став самостоятельными юридическими лицами, рыбозаводы получали оперативный простор для привлечения инвестиций и восстановления производства. При этом они забирали не только имущество, но и большую часть долговых обязательств. Кредиторы в свою очередь получали возможность обменять долги на долю в производстве.

Арбитражный суд не принял во внимание решение собрания кредиторов. В настоящее время ответственность перед бюджетом и внебюджетными фондами несет конкретное юридическое лицо. На предприятии введено внешнее управление, и оно попадает под действие закона о банкротстве, строго ограничивающего распределение финансовых средств и управление имуществом. Не вдаваясь в юридические нюансы, можно сказать: здравый смысл в очередной раз столкнулся с несовершенством действующего законодательства.

Крайними остались рыбацкие поселки

Незадолго до заседания арбитражного суда в краевой администрации на совещании под председательством вице-губернатора Федора Новикова обсуждалась “Разработка программы выхода из кризисной социально-экономической ситуации в рыбацких поселках Приморского края (Светлая, Каменка, Веселый Яр, Валентин, Глазковка, Путятин, Попов, Славянка, Камень-Рыболов)”. Она подготовлена специалистами Международного института конъюнктуры и прогнозирования и Дальрыбвтуза. К первому обсуждению был предложен аналитический материал по острову Попова, на его примере решено отработать предложенную учеными программу и распространить ее на другие градообразующие предприятия рыбной отрасли.

Специалисты отметили в рыбацких поселках “устойчивую тенденцию более высоких, чем в среднем по краю, темпов разрушения производства, а отсюда обострение социальной напряженности”. Если в среднем по краю снижение объемов производства составило 16 процентов, то на рыбозаводах - 40-60. Денежные доходы населения здесь в 2-4 раза ниже, чем у других приморцев. Численность работающих на том же рыбозаводе “Попов” сократилась более чем в 3 раза.

Было предложено 2 варианта программы. Первый - единый инвестиционный проект, который по международным аналогам требует более 200 миллионов долларов, что просто нереально. Второй предусматривает индивидуальные программы для каждого из рыбозаводов. В частности, по “Попову” предложен расчет увеличения объема реализации в течение года до 21,5 миллиарда рублей и погашения кредиторской задолженности в течение 3 лет.

- Но данная программа эффективна при юридической самостоятельности предприятий, - считает Владимир Сидоров. - И рыбозаводам необходимо время, чтобы встать на ноги и расплатиться с долгами. А ТАФУ и его представителя, судя по всему, не интересует восстановление производственной деятельности и платежеспособности. Распродать имущество, ликвидировать задолженность перед бюджетом - а дальше хоть трава не расти. В итоге теряют все: и акционеры, и кредиторы, и в конце концов государство, об интересах которого они якобы пекутся. И, самое главное, люди, которые живут в рыбацких поселках.

В прошлую зиму люди без тепла и света буквально замерзали. Внешнее управление продлится до весны. Вот и дать бы людям возможность заработать денег, запастись топливом - не замерзнуть. Как переживут в рыбацких поселках нынешнюю зиму - страшно представить.

К сожалению, люди у нас в понятие “основные фонды” не входят, поэтому тысячи жителей рыбацких поселков даже по остаточной стоимости не распродашь. Долги перед государством оказались дороже тех, кто в этом государстве живет. Точнее - существует.

Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, “Владивосток”