Розыск в новом законе

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” был принят в августе 1995 года и практически сразу вызвал множество вопросов. Да и как могло быть иначе, если в соответствии с этим нормативным актом правоохранительные органы получали право еще до возбуждения уголовного дела осуществлять наблюдение за гражданами, контролировать их почту, телефонные сообщения и проводить массу других мероприятий. Иными словами, каждый человек, сам того не подозревая, мог оказаться “под колпаком” у силовых структур. В январе этого года президентом страны утвержден новый закон. Мы беседуем с начальником отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях прокуратуры Приморского края, старшим советником юстиции Ларисой ТУКВАЧИНСКОЙ:

- Прежде всего давайте сразу оговорим, в чем заключается оперативно-розыскная деятельность и ее отличия от расследования преступлений, - говорит работник прокуратуры. - В соответствии с законом эта работа может осуществляться как гласно, так и негласно - с целью выявления преступлений, скрываемых от правоохранительных органов, для розыска преступников и без вести пропавших лиц. В основном работа направлена на обнаружение или предварительное получение сведений о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно. По ее результатам и в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело. Далее проводится официальное расследование в рамках УПК. Впрочем, если возникает необходимость, оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и в рамках расследования уголовного дела.

Проведение этих мероприятий по административным или иным правонарушениям, не являющимся уголовно наказуемыми деяниями, незаконно.

Сразу отмечу, что уполномочены на проведение этой оперативно-розыскной деятельности только государственные силовые ведомства, то есть министерство внутренних дел, ФСБ, налоговая полиция, пограничная служба, таможня. Частные детективы и охранники таких прав не имеют.

- Не нарушают ли такие мероприятия, как наблюдение за человеком, проверочные закупки, контроль за почтовыми отправлениями, телефонными сообщениями, обследование зданий и транспорта, конституционные права человека? Ведь зачастую при этом он даже не признан подозреваемым или вообще не возбуждено уголовное дело, а его частную жизнь рассматривают под микроскопом?

- В частную жизнь никто ни в коем случае не лезет, только если она не связана с преступлением. В статье 24 Конституции России предусмотрено, что сбор, хранение и использование сведений, касающихся преступного деяния, не относятся к сфере частной жизни.

Вместе с тем проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные и иные сообщения, право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения. В случаях, которые не терпят отлагательства, после проведения подобных действий необходимо в течение суток уведомить судью, который обязан принять решение об их дальнейшем проведении или прекращении. Кстати, в дополнениях, принятых к закону, подчеркивается, что госорганы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны обеспечить право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну корреспонденции и неприкосновенность жилища.

- Существуют ли какие-нибудь ограничения при проведении оперативно-розыскных мероприятий?

- Запрещено проводить подобные действия в интересах любой политической партии, общественного или религиозного объединения, влиять на характер их деятельности. Нельзя также принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления. И, как мы уже отметили, разглашение сведений о частной жизни, если они не относятся к преступлению, запрещено.

- Если гражданин считает, что его права все-таки нарушены, где он может найти защиту?

- Можно обжаловать оперативно-розыскные действия в вышестоящих правоохранительных органах, а также в прокуратуре и суде. Естественно, никто не запрещает человеку воспользоваться услугами адвоката или иной юридической помощью.

- Внесенные в закон “Об оперативно-розыскной деятельности” изменения и дополнения относятся как-либо к полномочиям прокурорского надзора?

- Новый закон существенно расширил полномочия прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. По требованиям прокуроров им обязаны предоставлять практически все оперативно-служебные документы о такой работе. В противном случае придется отвечать по закону.

Изменения в законе об ОРД, вступившие в силу в этом году, являются дополнительной гарантией соблюдения конституционных прав граждан.