Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Жизнь

ПОСТНАРКОМАНИЯ

Человека словно пересаживают, как почку, из одного состояния в другое. “Ширялся” себе наркоман: кололся, обкуривался, нюхал. А тут он уже в совершенно ином измерении - религиозном. У него есть шанс навсегда забыть иглу. Наблюдая наркоманскую чуму, захлестнувшую наше общество, с удивлением узнаешь об успехах религии в борьбе с этим страшным злом. И тогда уж совсем парадоксально звучит атеистический лозунг “Религия - это опиум для народа”.

Будучи наслышанным, что среди прихожан Владивостокской епархии и местных православных храмов есть бывшие наркоманы, волей-неволей всматривался в лица. Этот? Тот ли?

А дело в следующем. Два года назад священники были поражены, когда в храм пришли исколотые жизнью ребята. Они сказали отцу Сергию, что должны за наркотики одному дельцу крупную сумму, попросили финансовой помощи: “Не берите грех на душу, помогите!”.

Ситуация была из незаурядных. “Их искренность нас поразила, - рассказывает помощник епископа Вениамина отец Сергий. - Чтобы достать денег, они пошли не воровать, а прямиком в церковь”.

С ними стали активно работать. Постоянные беседы и наставления, срывы (и больных, и священников - тоже ведь люди, а с наркоманами работать непросто), снова беседы и наставления. На сегодня это нормальная семья (муж и жена), прихожане храма. Четыре года назад отец Сергий стал беседовать с наркоманами, слушать их исповеди. Некоторые любители героина сомневались: “Если мы сами не захотим, бог не поможет”. Проходило некоторое время, и выхода у них не было. Буквально приползали к храму.

НАРКОМАНИЯ - ЭТО НЕ БОЛЕЗНЬ, полагают местные православные. Они убеждены, что это страсть, вызванная одержимостью: “Спаситель говорил, что люди одержимые имеют страсти”. И избавиться от них можно только путем поста и молитвы горячей.

Хотя не во всякой конфессии чудесное исцеление похоже на фантастику. В одной из местных буддийских организаций - “Сова ригпа” (также известной как центр тибетской медицины “Наука исцеления”) меньше всего рассчитывают на религиозные методы побуждения. НАРКОМАНИЯ - ЭТО ТАКАЯ ЖЕ БОЛЕЗНЬ, как СПИД или рак, связанная с одной и той же причиной появления - неправильным мировоззрением. Председатель совета религиозной организации Игорь Драбязг поясняет, что, допустим, в развитии ракового заболевания, по его мнению, виноват сам больной. Так и с наркоманией, это - один из способов самоубийства. Причины везде одни: неправильное отношение к миру. От элементарной неосторожности до “сознательного” заблуждения.

Православные борются с зависимостью с божьей помощью: священным писанием, высказываниями святых отцов и наставлениями. Буддисты, в некотором роде противники отождествления своего учения/образа жизни с термином “религия”, рассчитывают на “разумные” средства вроде тибетской медицины. В “Сова ригпа” больному помогают методами эзотерической психологии - “внедряются” в его жизненную ситуацию. Подкачивают энергией, в том числе с помощью медитации.

- Да, бывают ситуации, когда общаешься с 40-летним наркоманом и находишь, что ты первый человек, который общался с ним на темы “Зачем человек родился?” и “В чем смысл жизни?”, - говорит Игорь Драбязг. - Здесь обычно действуешь не только на основе буддийских традиций, но и общечеловеческих - тех же десяти заповедей.

В буддийскую организацию попадают наркоманы самые разные. Однако если раньше было все больше деревенских, то теперь от “чумы” спасается “золотая молодежь” - дети состоятельных родителей. Также с жиру бесятся, пробуя наркотики, жены “новых русских”, предприниматели и даже чиновники (!).

Если больного полностью удается снять с иглы, это еще не значит, что он стал полноценным, как до знакомства с наркотиками, считают в “Науке исцеления”. В любом случае в организме человека из-за пагубного действия этих веществ происходят изменения. Относительно постнаркотической адаптации несколько иное мнение у православных христиан, считающих, что эта зараза до конца жизни коренится в человеке, даже если его и удается излечить. По мнению

о. Сергия, наркомания - это духовное инфекционное заболевание и, как любая инфекция, может заразить не только мирян.

- Религия - один из путей, через который наркоман сможет наконец объяснить смысл и цель жизни, найти новый круг общения, религия дает ответ на вопрос, что делать, когда человеку плохо, - рассказывает психолог краевого наркологического диспансера Екатерина Тихонова. - Разумеется, религия - это не единственный выход из ситуации, но очень важный. Она может играть в обществе профилактическую роль, создавать иммунитет от разного рода напастей, в том числе от наркотической зависимости.

Да, по всей стране различные религиозные конфессии работают с наркоманами, но специальных реабилитационных центров при них - единицы. Например, в Москве только в одном месте стали работать с наркоманами - в церкви Преображения на Большой Ордынке, больше известной как храм иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость”. В нашей Владивостокской и Приморской епархии тоже готовы открыть в будущем реабилитационный центр. А пока это сделать проблематично. Ведь только недавно русское православие “встало с колен”, только недавно люди потянулись к храмам. Да и образованного духовенства не хватает, считают у нас в епархии.

В московском центре большинство его пациентов - студенты и подростки. Основные причины, приводящие их к наркотикам, по мнению психолога Андрея Солодкова, - любопытство, подражание, мода, крушение идеалов, поиск смысла жизни и мистическое воображение.

- Церковь обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. “Все, чего ни попросите с верой, получите”, - учит Христос. У бога нет ничего невозможного. В то время как вряд ли где-то еще врачи в такой степени ощущают свое бессилие, как с наркоманами. Да и сами наркоманы в качестве своих спасителей редко называют медиков... То есть это не медицинская проблема, поэтому решать ее только с помощью медицины бесполезно. Не рефлексотерапия, не очищение крови и не гипноз спасают больного, а обретение веры в возможность жить без наркотиков, присутствие рядом человека, который эту веру зарождает и укрепляет.

Но к любой вере надо относиться с большой осторожностью. Екатерина Тихонова считает: кроме того, что наркоману не надо навязывать идею идти исцеляться в религию (он сам для этого должен созреть), так еще и выбрать надо такую, которая бы не призывала к агрессии, отчуждению от общества, уходу от семьи.

Секта редьки не слаще - так можно перефразировать известную пословицу применительно к нечистоплотным конфессиям (и таких хватает), некоторым тоталитарным сектам, где не отучают от наркотиков, а наоборот - заставляют их употреблять. В наркологическом диспансере помнят обращение одной мамы - ей хотелось узнать, что происходит с ее ребенком. Мать не пустила дочку на очередное заседание некой христианской секты. У той началось состояние, напоминающее наркоманскую ломку. Оказалось, что на квартире, где проходили заседания пропавшей позже общины, каждый раз пили “оздоровительный” чаек с производными опиума...

...Процент приходов больных (или “одержимых” - как будет угодно) в церковь нельзя назвать высоким. Выслушал я недавно мнение одного наркомана по поводу спасительной роли религии, и стало еще страшнее:

- Ты знаешь, если по “обкурке” мужику все время говорить, что он женщина, то через некоторое время он, до этого нормальный, становится педиком. Мне кажется, что так же работает и религия.

Религиозный опыт борьбы с наркоманией, безусловно, предстоит еще изучать и изучать. И хорошо было бы, чтобы к этой практике подключались и ученые, и медики, и чиновники, да и сами больные.

Хотелось бы узнать как можно больше мнений по этому столь непростому вопросу...

В публикации использованы выдержки из экологического журнала “Свет. Природа и человек”

comments powered by Disqus
В этом номере:
Последние номера