Жизненные виражи приморского гонщика

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Сколько раз Аркадий слышал: да ты когда-нибудь убьешься на своем мотоцикле. И это сотни раз могло случиться на гаревой дорожке. Судьба миловала. Беда пришла откуда и не ждал: бандитское нападение, ножевое ранение. Это случилось за месяц до 30-летия. За неделю до отлета в самую "мотоциклетную" страну, в Польшу, по приглашению. Привыкший к скорости, риску, виражам, известный гонщик "Востока", мастер спорта Аркадий Кононец в самом расцвете спортивной карьеры был обречен на неподвижность. Рев трибун, сборы, тренировки, гонки, страны, поклонение фанатов - все осталось в прошлом. Друзья по команде, навещая, приносили видеокассеты с соревнований. Он смотрел их, сидя в инвалидной коляске. Отныне вся жизнь могла быть только в записи. Имя его, часто мелькавшее в спортивных хрониках, сошло со страниц газет. Почти 5 лет прошло с момента трагедии. Уже никто не рвется за автографом, не договаривается о встречах-интервью. Все в прошлом...

- Аркадий, говорят, ты на "Авангарде" появился тогда, когда еще и ходить не умел?

- У меня отец был страстным болельщиком. Меня на руки - и на стадион.

- Так вот откуда эта страсть гоночная, почти с пеленок!

- Отец был знаком с Владимиром Нестеровым, мастером спорта, пожалуй, это сыграло свою роль. Жили мы рядом со стадионом. Я рос под шум трибун, разговоры и спортивные баталии. В спортивно-технический клуб "Дальзавода" пришел в 13 лет, слукавил, что мне больше. Правда потом открылась, но от меня уже трудно было отлучить.

На долгие годы кумиром для меня стал Владимир Нестеров, человек-легенда приморского спорта. Впрочем, о ком бы из гонщиков ни зашел разговор, о каждом из них можно сказать - "легендарный". Александр Павлов, Владимир Заплешный, Олег Галяутдинов.

Справка "В". Как и все гонщики "Востока", Кононец прошел школу мотокросса, затем в 1977 году попал непосредственно в клуб. В 15 лет - первое серьезное спортивное испытание. В 19 лет дебютировал в командном чемпионате страны в гонке с "Локомотивом" (Даугавпилс). В 21 год Аркадий Кононец первым среди гонщиков "Востока" стал чемпионом страны среди юниоров.

- Слышала такое мнение скептика: мол, дурное дело - нехитрое, жми на газ - вот и весь секрет успеха гонщика.

- Совершенно нелепое рассуждение. Во время гонки такие развиваются ситуации, каждый раз неожиданные, неповторяющиеся, что только молниеносная реакция, мгновенный анализ ситуации дадут тебе шанс на победу. Во время заезда, а это минута с небольшим, развивается скорость до 100 км в час. И вот представьте, на этой скорости ты входишь в вираж. Башмак, который в те времена мы варили сами, из стального листа, доморощенным способом, мог стереться до пятки, не будь на нем наплавленного специального металла.

- Были такие моменты в спортивной биографии, когда думалось: все, пора завязать, закончить со спортивной карьерой гонщика?

- Однажды, когда я получил серьезную травму плеча, полгода находился на реабилитации, вроде бы принял такое решение. Но пришла весна, сборы... и все опять пошло по-прежнему.

Справка “В”. В 1986 году Кононец стал чемпионом страны. На треках Венгрии, Болгарии, Польши, Чехословакии приобретает ценный спортивный опыт. На протяжении ряда лет входит в сборную страны. В 1987 году Аркадий уже признанный лидер команды. И в личных, и в командных гонках того сезона он показывал замечательные результаты. Это был его “звездный” год.

- В Польше - жужель, в Чехии - плаха драга, в России - спидвей. Но везде - ярые поклонники этого зрелищного вида спорта, фанаты. Какие болельщики были во Владивостоке?

- Классные, самые лучшие в мире. Нашим болельщикам гимн можно слагать. Зрители шли как на праздник. Сидели на трибунах, в проходах, на заборах. Видел как-то фотографию - облепили дальзаводскую трубу! Спортивный календарь составлялся так, чтобы игры “Луча” и гонки “Востока” не совпадали, мы “перетягивали” болельщиков.

Справка “В”. Начиная с 1986 года владивостокский стадион “Авангард” закрыт на реконструкцию. Команда клуба “Восток” вела бродяжное существование. “Домашние” гонки проводили в Новосибирске, Тольятти, Пинске, Салавате, Уссурийске. “Вечными странниками”, “моряками без корабля” называли их журналисты в других городах.

- Жизнь в постоянных разъездах. Сколько проблем, наверное, возникало в семьях спортсменов. Как жена-то реагировала на это?

- Мне повезло. Элла - сама спортсменка, гимнастка, мастер спорта, занималась в свое время у Юлии Агронской. Она с пониманием относилась к тому, что меня дома по полгода могло не быть.

У нас была договоренность: после каждого соревнования - обязательно либо звонок домой, либо телеграмма. Правда, пишу, мол, все нормально; приезжаю домой - с травмой. Но лишний раз волновать ее не хотелось.

Справка “В”. Стабильность, как известно, признак класса. Примечательно, что с 1985 по 1991 год Аркадий Кононец неизменно входил в тройку лучших гонщиков “Востока”. А по итогам сезона 1988 года он - признанный лидер команды. Коэффициент его выступления в заезде равнялся 2,33 очка. Специалисты знают, что это такое.

Начиная с 1993 года Аркадий Кононец планировал выступать за польский клуб “Полония” (город Пила). На руках у гонщика находился предварительный контракт.

- Двое пассажиров, которых ты подвозил тем февральским вечером 93-го года, оказались бандитами. Тебя буквально добивали, выбросив из машины. Чудом остался жив. Спасли спортивная закалка, выносливость?

- Наверно, сыграло свою роль, что я человек тренированный. Но как потом сказали врачи, мне повезло дважды. Что нож прошел, не задев сердце, а скользнул по касательной к позвоночнику. И что этот нож из спины не выдернули, иначе бы скончался от кровотечения. Я же считаю, меня спасла Элла. За какие-то доли секунды передо мной прокрутилась вся жизнь. И крупно я увидел лицо жены. Она смотрела на меня долго, пристально, будто говорила: держись. И сила моего сопротивления смерти утроилась.

- А говорят, что любовь - чувство слишком эфемерное, чтобы удерживать в этой жизни...

- Элла неотлучно была со мной все время после трагедии, она тащила меня в жизнь. И уже потом, когда комната дома превратилась в мини-спортзал с тренажерами, когда “нагружал” ноги, разрабатывал мышцы, буквально привязанный к шведской стенке, а результата все не было, опять Элла не позволяла сдаваться. Откуда она душевные силы черпала, не знаю.

С какими судьбами людей столкнулся я, пока кочевал по разным лечебным учреждениям. Видел спившихся, опустившихся мужиков, которые про семью вспоминали в прошедшем времени. “И с тобой такое же будет, - предрекали мне они. - Кому ты нужен, инвалид?! Друзья забудут, жена найдет другого”.

Мне сохранить оптимизм помогли друзья. В ущерб семье, своему времени, невзирая ни на какие свои проблемы, находили время, приезжали, возили к специалистам, массажистам. Это была такая мощная поддержка. Дай бог им всем здоровья.

Благодаря команде у меня появилась машина с ручным управлением. Меня больше всего угнетала и угнетает зависимость. Сейчас я хоть немного могу чувствовать себя человеком свободным.

- На твоем автомобиле нет специального знака “инвалид”.

- Не хочу, чтобы меня относили к данной категории ни в жизни, ни на дорогах. Недавно ехал в Уссурийск, на гонку, превысил скорость. Инспектор посмотрел документы, но ограничился лишь внушением: “Это вам не гаревая дорожка, Аркадий Васильевич, не стоит так гнать”.

- А если поломка какая в пути?

- Всегда найдется тот, кто поможет. Прошу достать инвалидную коляску, она в багажнике, меняю, например, колесо. Кто-то увидит, приходит на помощь и без просьб. Мир не без добрых людей.

- Хотелось бы заглянуть в будущее, узнать, что будет с тобой через год, два, пять?

- Нет... Я ведь до сих пор живу надеждой. И завидую по-доброму тем, кто ходит с палочкой или на костылях - предел моей мечты. Я понимаю, ничего не бывает “вдруг”, и вдруг, однажды, - я не встану на ноги, но я сам так много сделал, и вот уже в одной ноге появилась чувствительность, а другую я могу слегка приподнять, пошевелить пальцами. Каждое утро - массаж, гимнастика. И надежды, надежды. А если там, в будущем, я по-прежнему бессилен перед теми 6 ступеньками, которые надо преодолеть от подъезда до лифта, который не всегда и работает...

- Аркадий, а если представить, что ты встал на ноги. Вернулся бы в большой спорт?

- Надо быть реалистом. Спортивная форма утрачена. Техника далеко вперед шагнула. Но ведь остались опыт, мастерство. Вообще уже подросла команда “Восток”-дубль-2" - Столяров, Харченко, Панькин, Каратаев. И мой Максим наверняка бы пополнил юношескую сборную. Все свои силы я готов отдать тренерской работе.

Неужели во Владивостоке не возродится спидвей? Огромная заслуга Виктора Михайловича Успенского, тренера “Востока”, что сохранилась команда. Но должен быть стадион, “Авангард” надо вернуть для спидвея. Нужно-то всего ничего - решить, куда перевести таможенный склад. Поставить забор. Зашить лесом бетонные сиденья. Гаревую дорожку мы в состоянии оборудовать сами, был бы сыпучий материал. Здесь можно устраивать такие международные гонки, рядом Австралия, Новая Зеландия, куда из Европы зимой стремятся гонщики. Да они все были бы во Владивостоке. Красивый, зрелищный вид спорта, он городу придал бы новый статус.

Что касается меня, действительно, встать бы на ноги. Мне рекомендуют отправиться в Тибет, например, или в центр Валентина Дикуля, в Москву. Нужна мощная реабилитация.

- В какую сумму это выльется?

- Она и в прошлом году была астрономической. 10 тыс. долларов.

- А сколько когда-то собирал “Авангард” зрителей?

- Пожалуй, тысяч 9.

- Вот бы каждый помог хотя бы одним долларом...