Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Жизнь

Здесь похоронены сны и молитвы

Более 100 лет назад у подножия живописных отрогов Сихотэ-Алиня, в некогда глухом уголке Приморья от принесенного иноками древнего Валаама благодатного огня затеплилась духовная лампада Свято-Троицкого Никольского мужского монастыря. Святая обитель просуществовала почти 30 лет и оказала благотворное влияние на духовную, хозяйственную и культурную жизнь края. Сейчас Шмаковский монастырь переживает трудные дни возрождения.

Люди мирские, в большинстве своем весьма далекие от подлинного понимания христианства, зачастую видят в монашестве нечто загадочное и трагичное. Между тем монашество - это не более чем образ жизни, который вытекает из заповедей Христа. Следование этим заповедям и есть подвиг служения Богу. От всех благ земных, даже от имени своего отказывались монахи и молились за людей, как бы представительствуя за них перед Спасителем. Вступающий на этот путь сознательно возлагал на себя три обета: послушания (отречение от своей воли и разума во имя признания над собой власти своего духовного отца), целомудрия и нестяжания.

Основателем Шмаковского монастыря стал иеромонах Алексий (в миру Григорий Осколков) - бывший офицер, потомок древнейшего рода новгородских дворян. Он участвовал в сражениях под Севастополем в Крымскую войну и слыл отважным офицером. Оставив военную службу, стал крупным железнодорожным подрядчиком. В 38 лет, вследствие неизвестного душевного потрясения, ликвидировал все дела и отправился в путешествия. Побывал в русском Пантелеимоновском монастыре на Афоне, принял постриг и несколько лет прожил отшельником.

Был он превосходным иконописцем и расписывал храм Святого апостола Петра в Яффе. Одна из замечательных икон, написанных им на Афоне, украсила впоследствии храм в Шмаковском монастыре. Именно афонские старцы благословили его устроить в диких приморских краях иноческую обитель. В осуществлении этого ему помогали 2 валаамских монаха - отец Сергий и отец Герман.

Обитель была создана по образу и подобию своей духовной праматери - Валаамского монастыря. Первые годы были трудными и голодными, зимой иноки страдали от холода. Обустраивать хозяйство приходилось в долг от торговых людей Владивостока. Первый же дом монахам пожертвовал генерал-губернатор Приамурья С. Духовской, в нем разместились дворовая церковь, трапезная, кухня, кельи. Официальное рождение монастыря - сентябрь 1895 года. Спустя два года отец Алексий был отправлен на покой и вернулся на Афонскую гору. Вторым настоятелем стал молодой иеромонах отец Сергий, который с любовью и старанием обустраивал обитель.

Первыми насельниками были крестьяне из окрестных сел, позднее - военные моряки, чьи судьбы покалечила русско-японская война, люди, привыкшие к автономным условиям жизни. Монастырь стремительно развивался по двум линиям - духовной и экономической. Насельники обрабатывали 50 десятин пахотной земли, имели большую пасеку, ферму пятнистых оленей, стадо коров, арабских рысаков. В монастыре работали свечной и кирпичный заводы, свыше тридцати различных мастерских, в том числе иконописная, типография, паровая мельница, электростанция. Из 300 человек братии большинство имели высшее образование, знали иностранные языки, занимались живописью.

В 1899 году был построен из уссурийского кедра 12-купольный храм на 400 молящихся, деньги на его строительство пожертвовал иркутский миллионер Иннокентий Сибиряков. Число братии и богомольцев росло, и пришлось возвести церковь Иверской Божьей матери еще на 1000 человек. Рядом с деревянным храмом возвели часовню в память восшествия на престол последнего русского императора.

1912 год - год 300-летия дома Романовых. Из Владивостока в монастырь двинулся крестный ход, ставший потом ежегодным. Паломничество занимало около трех недель и собирало до трех тысяч человек. И каждый находил здесь духовную опору, многие учились грамотно вести хозяйство. О былом величии монастыря теперь напоминают постройки красного кирпича да часовня на Преображенской сопке, по преданию построенная купцом Чистяковым в память о единственном сыне - гардемарине, погибшем при Порт-Артуре. Прежде говорили, что монахи не приняли советскую власть. Скорее власть, вторгшаяся на территорию монастыря, обрекла его на погибель. В 1924 году братия покинула обитель, часть монахов отправились на Афон, другие обживались в окрестных деревнях. В огне сгорели деревянный храм и часовня. Новая власть определила хозяином монастыря уссурийский сельхозтехникум, который методично и довольно быстро уничтожил все, что создавалось кровью и потом многие десятилетия. С 1939 года - здесь военный санаторий с неформальным названием “Капитанская дочка”. В церкви - душевые и кинозал, в келейном корпусе - спортзал, в трапезной - столовая. И кипят здесь совсем другие страсти, живет и здравствует все, что присуще санаторно-курортной вольнице.

В сумеречном небе в отблесках лунного света на вершине Преображенской горы серебрится купол часовни, лишь недавно увенчанный крестом. Порывы ветра качают верхушки сосен, и они гудят, словно морской прибой, роняя в рыхлый весенний снег будто слезы старую рыжую хвою... И чудится - мелькнула чья-то легкая тень в черной рясе, будто кто-то молится и плачет об ушедшем, как и сто лет назад, летит в небесную высь вопль истерзанного человеческого сердца. Пришло время собирать камни. А сумеем ли собрать? Ведь разбрасывать всегда легче. Утрачены монастырские святыни, редкие для большинства даже древних российских монастырей: три частицы Честнаго и Животворящего Креста Господня, более 30 частиц святых мощей великих угодников Божиих, несколько почитаемых икон - списков с чудотворных икон, писанных на местах их прославления.

Сейчас в монастыре 18 монахов и 2 послушника, настоятель - отец Феофан, 4 батюшки. Часть братии живет в сельском доме в поселке Горные Ключи вместе со старцем отцом Варнавой. Многие приезжают сюда специально, чтобы повидаться со старцем. Я много слышала о его глубокой вере, подвижничестве, ясновидении и отправилась на встречу со святым отцом. Наша беседа длилась более трех часов, и все это время с лица моего не сходила блаженная улыбка. Старец, словно сошедший с полотен великих живописцев эпохи Ренессанса, годами преклонен, но ум его ясен, память отменна. От него исходит такая духовная сила, не подавляющая, но дающая душе отраду и надежду... Мы успеваем поговорить и о делах мирских - о политике, экономике, о торговле, о медицине. Жизненный путь отца Варнавы с малолетства связан с русской православной церковью. Перерыв пришелся на годы войны, когда он работал на железной дороге на Первой Речке. Заработал право бесплатного проезда в поездах и медаль за самоотверженный труд.

- Не утомляет ли вас, батюшка, такое количество желающих пообщаться, - я указываю на дверь, за которой дожидаются трое паломников.

- Люди всякие ходят, матушка, последнее время бывают такие мутные! Я стараюсь от них поскорее отделаться, - лукаво улыбается старец, и в его почти иконописных очах вспыхивают огоньки. Меня смешит это слово - “мутные”, никак не соответствующее безукоризненному языку монаха. Батюшка собирается совершить паломничество в Иерусалим, поклониться христианским святыням. По его словам, если в этом году на Пасху в пещере, где был гроб Господен, не появится огня, быть в 2000 году концу света...

Отец Варнава свято верит, что возродится монастырь. Хочется верить и мне. Хочется верить, что Русская православная церковь, некогда униженная и гонимая, не уподобится своим гонителям и возродит былую мощь и славу великой духовной обители. Хочется верить, что возгорится свеча - духовный светильник для грядущих поколений.

И вновь над монастырскими постройками, согласно уставу, в 3 часа 30 минут раздастся звон колокольчика и немолодой послушник произнесет: “Пению - время, молитве - час. Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!” И каждый из пробуждающихся иноков и богомольцев ответит радостно: “Аминь!” Отсеются зерна от плевел и лягут в благодатную почву, и дадут прекрасные всходы! Лишь бы не случилось новой потравы...

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера