Заложники мертвого города

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В понедельник, на момент подготовки этой публикации в печать, прошло 6 суток с тех пор, как более 100 горняков объявили голодовку в административном здании шахты "Центральная", вместе с ними находится гендиректор городского шахтоуправления "Нагорное" Виктор Фрольченко. В выходные к забастовщикам присоединились жены и дети. Все они требуют выдачи зарплаты, которой не видели 9 месяцев. Ждать намерены до победного конца.

Виктор Фрольченко, приступивший к обязанностям гендиректора шахтоуправления 2 года назад, поддерживает требования подчиненных, поскольку живет не в вакууме: в частности, его жена с высшим образованием состоит на учете в городском центре занятости. Между тем рабочие настроены мало сказать решительно. Доведенные до отчаяния горняки заявляют буквально следующее: "Или умираем голодной смертью, или берем в руки вилы - переломаем начальникам руки..." Еще в позапрошлом году один из шахтеров, не имея денег даже на буханку хлеба, подорвал себя на взрывном устройстве.


Виктор Фрольченко поддерживает требования горняковОсобенно жуткие времена наступили в Партизанске полгода назад: зарплата не выплачивается с июля прошлого года, а тут еще масла в огонь подлила в минувшем феврале московская правительственная комиссия, приняв решение о ликвидации всех предприятий в третьем-четвертом кварталах. Однако совет директоров "Приморскугля", убедившись, что денег нет совсем, заявил о закрытии производства в Партизанске уже во втором квартале - с 1 апреля никто здесь уголь не добывает. Потеряли средства к существованию рабочие 4 шахт и 5 углеперерабатывающих структурных подразделений, которым должны 57 миллионов рублей. Шахтеры стали заложниками кризиса неплатежей, налогов, неспособности что-либо предпринять со стороны федеральных и краевых властей.

Сейчас начали искать крайних. Вице-губернатор Владимир Рудь в телеинтервью ТРК "Владивосток" всю ответственность переложил на Москву, а вот сидящий рядом с шахтерами Виктор Фрольченко считает, что все концы надо искать во Владивостоке. Пока верхи ищут, кто прав, а кто виноват, жители Партизанска, семьи шахтеров находят средства на пропитание сдачей крови, займами у стариков пенсионеров да продовольственными "взаимозачетными" карточками.

Положение в городе напоминает осадное. Здесь же, в административном здании “Центральной”, работников отоваривают по тетрадочным записям. Потом отнимут набежавшую сумму из зарплаты. Ростовщики от торговли, видно, заранее учитывают проценты: цена подсолнечного масла, к примеру, - 19 тысяч рублей. Люди жалуются на заочную дороговизну, на скудный ассортимент. В минувшую пятницу здесь давали по десятку яиц и бутылке масла.

Встретившаяся нам старожил баба Маша отметила, что даже в войну в Партизанске такого голода не видели. Выживают только за счет огородов. За внешним видом - цветущими деревьями зеленого города - обнаруживается нищета и скудость. Когда-то в этот красивый городок любили наведываться находкинцы - магазины ломились от дефицитной продукции. Молодые приезжали в “город невест” с кем-нибудь познакомиться. Теперь в благополучной Находке партизанцев особо не жалуют - при устройстве на работу требуют находкинскую прописку, а невесты постепенно уезжают ближе к Владивостоку. Город мертвеет, превращается в призрак.

...Между тем муниципальные жилищные структуры начисляют горнякам пеню за квартирную плату, по факту невыплаты заработной платы в городском филиале Пенсионного фонда “заморозили” начисление денег на будущую пенсию.