Забота о школе - основа развития нации

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Константин Межонов за 15 лет работы в системе образования края прошел все ступеньки от учителя физики до начальника управления народного образования края. 8 лет возглавлял управление народного образования в г. Дальнегорске. Сегодня ему - слово.

- Есть область жизни, где сев начинается осенью. Это ШКОЛА. От посевной здесь зависит урожай интеллектуального потенциала страны, зависит, сохранит ли Россия для следующих поколений присущие ей лучшие черты. Именно сейчас руководителя любого уровня меряют вопросом: “Школу-то как поддерживаешь? Для учителей и детишек что делаешь? Строишь ли школы?” И здесь нас трудно упрекнуть: даже в столь трудное время система образования края сохранила свою стабильность. И это достигнуто в первую очередь благодаря обостренному чувству гражданского долга и полной самоотдаче каждого в ней работающего.

Более того, приморская школа развивается. В этом году введено 5 новых школ с рекордным за три последних года числом мест: в Уссурийске, Камне-Рыболове, в селе Красный Кут Спасского района, в селе Большие Ключи Кировского района. Новостройки - наша гордость, ведь все знают, чего это стоит. Каждое вводимое образовательное учреждение находится под личным контролем губернатора края. В каждой такой школе Е. Наздратенко побывал, прошел каждый этаж. Осмотрел и всю “незавершенку”. Было принято решение все незавершенные работы по этим школам закончить до конца учебного года. Будет новая школа - будет жить и развиваться территория. Фактически школой сегодня воссоздается общество, именно она самим фактом своего существования не дает скатиться нам в общество без памяти, без культурных традиций.

- Профессия учителя сегодн, по многим меркам, в по частности зарплате, недооцененная. Удается ли как-то компенсировать учителям (и в моральном, и в материальном плане) сложности их профессии?

- Мы стараемся удержать учителей в школах. Например, введена 20-процентная надбавка педагогическим работникам, имеющим высшую квалификационную категорию. В порядке эксперимента в крае введена 3-я квалификационная категория для молодых специалистов. Это означает, что выпускников педколледжей и вузов края можно тарифицировать не по 7-8-му, а по 11-му разряду Единой тарифной сетки. Уделяется внимание и учительским династиям: проводится целевой бюджетный набор абитуриентов из сельских учительских семей с дальнейшим их трудоустройством в сельских школах. Краевым законом был установлен 1-процентный налог с фонда оплаты труда юридических лиц на нужды образовательных учреждений. Этот сбор, кстати, по всему Дальнему Востоку введен только у нас в Приморье. Он очень важен для системы образования. Деньги идут на организацию летнего отдыха детей, капитальный ремонт и материально-техническое обеспечение школ.

Нет нужды говорить о том, что в крае постоянно проводятся конкурсы профессионального мастерства “Учитель года”, “Молодой учитель года”, “Воспитатель года” и многие другие - они у всех на слуху и популярность их очень высока. Это моральная поддержка, и продолжение традиции - в программе губернатора.

Событием для нашего учительства стала декада образования, посвященная 60-летию края. 150 образовательных учреждений из 24 территорий края приняли в ней активнейшее участие. Все отмечали яркость и содержательность всего, что было сделано в ее рамках. И педагогическая ярмарка, и семинар “Педагогическое образование края за 60 лет”, и творческие мастерские, и конференция психологов, и “круглый стол”. Честно говоря, мы сами не ожидали, что декада получит такой резонанс у педагогической общественности края. Хочу выразить огромную благодарность коллегам за работу, проведенную на высоком профессиональном уровне. Все самое интересное по итогам декады войдет в научно-методический сборник. Такая публикация - уже сложившаяся традиция. В предыдущем сборнике обобщен опыт конкурса “Учитель года”.

- Несколько слов об обеспеченности школ учебниками, пожалуйста. В других регионах, судя по сообщениям СМИ, дела гораздо хуже, чем у нас?

- Да, у нас в крае действительно лучше, чем во многих других регионах России, но хуже, чем хотелось бы. В этом году российские школьники получили к началу года около 10 проц. необходимого количества учебников. Мы передали в фонды школьных библиотек 15 учебников общим тиражом 425 тысяч экземпляров. Это уже около 30 проц. от потребности. Такова сейчас ситуация в стране, что даже этим мы можем гордиться. Газета “Известия” недавно опубликовала почетный “белый список” территорий, где есть чем похвалиться в деле обеспечения учебниками. Мы в этом списке есть. Хотелось бы, чтобы родители наших учеников это знали.

Полагаю, мы неплохо поработали над своим, региональным компонентом базисного учебного плана. Издали “Географию Приморского края”, атлас Приморья. Недавно вышел в свет уникальный учебник “История российского Приморья”. Это региональный учебник, освещающий нашу историю с каменного века до новейших времен. Работали над созданием этого учебника совместно с учеными ДВО РАН, и к 60-летию края получился хороший подарок. Кстати, у хабаровчан “на ура” идут учебники “История Приморья”, у них таких нет. А ведь история у нас во многом одна, мы только в 1938 году разделились. Поэтому их интерес естествен. Через созданный у нас учебно-методический комплекс знания о крае дойдут до каждого ребенка. Все эти учебники и атлас поступили в школы за счет краевого бюджета, они бесплатны для учеников. В этом сказалась слаженность действий трех звеньев: территориальных управлений, авторов и издателей (“Уссури”, “Дальпресс”, Центр геодезии и картографии), а также поставщиков - “Дома книги” и представительства издательства “Просвещение”.

- Получается, что в сфере образования уже нет никаких проблем? А как же сообщения СМИ о забастовках педагогов?

- Я совсем не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что в крае все безоблачно. Сейчас началась выплата учителям задолженностей по заработной плате за март-апрель. Но это пока не снимает всей напряженности. Остается надеяться, что пришедший в правительство Е. Примаков сдержит свое обещание начать погашения по текущей зарплате и старым долгам.

- А не выглядят на этом фоне многочисленные конкурсы и праздники как пир во время чумы? Может, стоило бы направить эти деньги на выплату бастующим педагогам?

- Затраты на отправку детей на теплоходе в Южную Корею, их обучение в вузах и многое другое - это работа на будущий потенциал края. Это было и будет одним из ведущих направлений в деятельности администрации края. По финансовым масштабам эти расходы - капля в море, которая никак бы не решила проблему с выплатой зарплаты учителям. Кроме того, многие мероприятия проводятся исключительно за счет спонсорских средств. Например, та же поездка педагогов на теплоходе организована за счет спонсоров. Мы обратились к руководителям разных организаций, и они профинансировали конкурс. Огромное им спасибо за заботу о наших лучших учителях.

- А как бы вы в целом оценили ситуацию с образованием в России?

- Народное образование - бюджетная отрасль, в которой задействовано самое большое количество людей. В последние несколько лет так сложилось, что оно в роли пасынка. Хотелось бы надеяться на положительные изменения, которые могут произойти с приходом Е. Примакова. Хотя есть опасения: судя по первым интервью нового министра образования В. Филиппова, основное внимание будет уделяться высшей школе. Да, и ей сейчас нелегко. Но многие вузы, вставшие на коммерческие рельсы, выживают, и очень неплохо. Мы же брать деньги за образование не будем и не хотим - этого просто нельзя допустить! И условия получаются неравные. Школьное и дошкольное образование должно войти в государственные приоритеты наравне с вузовским. И особенно в поддержке государства нуждается образование на селе. Сельская школа должна стать предметом особой заботы и федеральных властей, и краевых.

- Ближайшие планы вашего управления?

- Поддержка образования - одно из основных направлений работы краевой администрации и лично губернатора. А позиция Евгения Наздратенко позитивно влияет на отношение глав муниципальных образований к школе. Не случайно заместитель министра образования РФ Александр Кондаков назвал уровень образования в крае высоким. “Приморье может служить примером. Несмотря на все сложности, вы развиваетесь”, - сказал он. А развиваясь, мы обязаны сохранить все лучшее, что было накоплено приморскими педагогами. Образование всегда было сильно своей традицией, я бы даже сказал, разумным консерватизмом.

Из задач на ближайщее будущее - организовать центр профессиональной экспертизы образовательных учреждений и педагогических кадров. Необходимо укрепить систему непрерывного педагогического образования. Я имею в виду работу филиала педагогического института г. Комсомольска-на-Амуре, который мы открыли в этом году на базе педагогического колледжа № 2 г. Владивостока. В частности, филиал намерен обеспечить край такой “дефицитной” в педагогическом мире специальностью, как психолог.

Далее. Преподавательские кадры стареют, и это объективная тенденция. Необходимо создать условия для прихода молодых, для возможности защиты диссертаций. Для обобщения педагогического опыта и знакомства с ним широкой педагогической общественности нужны конкурсы “Школа года” и “Детский сад года”. Следующей осенью мы рассчитываем провести международную педагогическую ярмарку с приглашением наших коллег из соседних регионов, а также из соседних стран - Китая, Республики Корея, Японии. В Москве постоянно проходит международная выставка “Школа-98” - но сами мы туда часто ездить не можем, да и всех в Москву не вывезешь. Есть масса других идей, но лучше сначала сделать, а потом уже говорить об этом.

- Чем бы хотели закончить интервью, Константин Анатольевич?

- Словами искренней благодарности нашим педагогам за их самоотверженный труд. Думаю, большинство приморских учителей за нелегкими хлопотами будней стремятся рассмотреть светлый горизонт завтрашнего дня. Они не стоят на месте, сами учатся изо дня в день, пробуют силы в творческом поиске. И отдают детям из своего жизненного опыта все самое ценное.