Восток Цемент
Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Жизнь

Японское ралли на наших дорогах

В настоящее время во Владивостоке около 110 тысяч автомобилей, находящихся в частной собственности граждан. Это данные краевого управления ГАИ на октябрь 1997 года. Из них автомобилей отечественного производства - 32 процента и иномарок - 68 процентов.

В действительности ситуация несколько иная. В ГАИ учитываются машины, которые находятся на учете и прошли государственный технический осмотр. Но далеко не все они находятся в эксплуатации. Особенно это касается отечественных автомобилей.

Что же касается непосредственно автомобилей иностранного производства, то подавляющее их большинство - это машины из Японии. Их доля достигает 97 процентов от общего количества иномарок. На корейские машины приходится 1,2 процента автопарка, “американцы” и “европейцы” занимают на нашем рынке менее 1 процента.

КТО У НАС НА 1-м МЕСТЕ?

Лидером приморского авторынка является компания Тоyота. Ее доля составляет примерно 60 процентов. То есть больше, чем все остальные производители вместе взятые. На 2-м месте - Nissan (17 процентов). На третьем - Мitsubishi (8,5 процента). По другим маркам эти показатели следующие: Mazda - 4 процента, Honda - 3,5 процента, Subaru - 2 процента, на 3 оставшиеся автомобильные компании - Daihatsu, Suzuki и Isuzu приходится около 4 процентов.

Интересно, что популярность различных автомобильных марок в Приморье и Японии заметно отличается. Например, аналогичные показатели для Японии составляют: Тоуота - всего 34 процента, Nissan - 20, Мitsubishi - 12, Honda - 10,5, Mazda - 8,5, Suzuki - 8, Subaru - 4, Daihatsu - 3 и Isuzu - менее 1.

Однако в целом изменяется только процентное соотношение той или иной марки на рынке, а вот занятые фирмами места практически одинаковые. Отличий по сравнению с Приморьем лишь два: 5-е место Маzda и 6-е место Suzuki. Объясняется это довольно просто. Большая по сравнению с Хондой популярность “Мазды” в Приморье связана с присутствием в производственной гамме фирмы микроавтобусов и микрогрузовиков Mazda Bongo и Mazda Titan, которые у нас пользуются большим спросом. А вот у “Хонды” подобных моделей нет. Если же рассматривать только легковые автомобили, то преимущество “Хонды” на нашем рынке и в Японии будет бесспорным. Что касается Suzuki, то подавляющее большинство ее автомобилей относится к так называемому микроклассу, который очень популярен в Японии, но практически неизвестен у нас.

Теперь о популярности различных типов автомобилей. На авторынке города более 67 процентов парка занято легковыми автомобилями, 19,2 - приходится на джипы, 9,3 - на микроавтобусы и 4,3 - на микрогрузовики.

В то же время продается у нас джипов гораздо больше. Это связано с тем, что рынок в значительной мере ориентирован на перекупщиков из Сибири и Якутии, где джипы пользуются более высоким спросом.

ЦЕНЫ - КАК САКУРА: РАСЦВЕТАЮТ К ВЕСНЕ

Цена на автомобиль японского производства складывается из его стоимости в Японии, расходов на перевозку, таможенных платежей и “навара” продавца. Причем последний, как правило, довольно мал и большого влияния на конечную цену машины не оказывает. То же самое можно сказать и о стоимости провоза. В большинстве туристических фирм она давно стабилизировалась и составляет около 800 у. е. за путевку плюс 600-650 у. е. за каждое дополнительное место на теплоходе для автомобилей. Моряки торгового флота и рыбаки имеют возможность привезти автомобиль из Японии на своем судне либо бесплатно, либо за 200-300 у. е.

Стоимость подержанных японских автомобилей в Приморье в течение года (с октября 1996 года по октябрь 1997 года) довольно сильно колебалась. Наиболее высоки они были в октябре 1996 года, самыми низкими - в феврале-апреле 1997 года. В настоящее время наблюдается незначительный рост цен, который уже в ближайшее время может стать весьма значительным.

Основными причинами изменений цен на авторынке Владивостока являются: изменение таможенных пошлин, акцизных сборов и налогов; экономическая ситуация в Японии, которая отражается на темпах обновления японского автопарка, внутреннем спросе на подержанные машины и, следовательно, на их стоимости в Японии; изменения спроса у нас (в основном - сезонные); экономическая ситуация в других странах, которые импортируют автомобили не первой свежести из Японии.

Рассмотрим эти причины подробнее. Последнее серьезное изменение в таможенном законодательстве произошло в августе 1996 года. Именно тогда заметно снизился совокупный таможенный платеж на ввозимые в Россию иномарки и была введена льгота в 0,3 ЭКЮ для некоторых категорий граждан. А так как в число льготников попали моряки и рыбаки, то количество ввозимых по льготной пошлине машин оказалось весьма значительным. Что в конечном счете заметно отразилось на их ценах. Особенно это касается автомобилей, оснащенных двигателями большого объема (джипах и автомобилях высокого класса). Например, если обычная пошлина на Nissan Patrol 1993 года выпуска составляет более 7500 у. е., то льготная всего 2000 у. е. Неудивительно, что с сентября 1996 года цены на рынке стали быстро снижаться. Однако непроданных машин, ввезенных до введения новых пошлин, в октябре-ноябре 1996 года было еще довольно много, что отразилось и на общем уровне цен. Например, выплаченный Мark-2 1993 года с 2-литровым двигателем стоил в октябре 1996 года около 16 тысяч у. е., а в марте 1997 года - 12000 у. е. Еще значительней оказалось падение цен на джипы. Toyota Land Сruiser 80 VX 1992-1993 гг. выпуска в октябре 1996 года продавался за 35-38 тысяч у. е., а в марте 1997-го - на 10-12 тысяч у. е. дешевле.

Снижение минувшей весной акцизов на ввезенные иномарки до 5 процентов уменьшило совокупный таможенный платеж на сумму от 150 до 1.200 долларов в зависимости от года выпуска машины и объема ее двигателя. Однако к заметному снижению цен на рынке это не привело, так как эта мера пришлась на весенне-летний подъем спроса на автомобили.

Что же касается сезонных колебаний цен, то они, как правило, незначительны и составляют около 10 процентов от их среднего уровня. Например, средняя цена на Toyota Carina 1991 года с двигателем объемом 1,5 литра составляет 4.000 у. е. Следовательно, зимой цена снизится до 3600 у. е., а в апреле-мае возрастет до 4400 у. е.

ЯПОНЦЫ ТОЖЕ ХОТЯТ “ездить”. На Нас?

С начала этого года в стране наблюдается серьезный экономический спад. Уровень жизни японцев падает, поэтому они дольше эксплуатируют свои машины. К тому же многие небогатые японцы сейчас предпочитают покупать не новые, а подержанные автомобили. Например, в ноябре 1997 года в Японии новых автомобилей было продано на 18,2 процента меньше, чем за ноябрь 1996 года. Поэтому в последнее время цены на такие машины в Японии заметно выросли. В большей мере это касается джипов, которые стали очень популярны у японской молодежи.

С другой стороны, значительное снижение курса иены по отношению к американскому доллару оказалось на руку российским автобизнесменам, поскольку “долларовая” цена автомобиля в Японии снизилась на 20-25 процентов.

Еще одним обстоятельством, оказывающим существенное влияние на стоимость машины, является появление на рынке новой модели. Особенно это заметно при сравнении цены Toyota Camry и Toyota Corona 1992 года выпуска. Несмотря на то, что “Камри” принадлежит к более высокому классу, цена на нее заметно ниже (7.000 против 9.000). Дело в том, что у этих машин разный модельный год. У “Камри” - 1990, у “Короны” - 1992. К тому же уже в начале 1994 года появилась новая модель “Камри”, а “Корона” обновилась только в конце 1995 года и выйти из моды еще не успела.

ЕСЛИ КИТАЙЦЫ СЯДУТ ЗА ПРАВЫЙ РУЛЬ...

Высокие таможенные пошлины или запрет на эксплуатацию автомобилей с правым рулем в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона ограничивают поставку туда японских машин. В результате спрос на них в Японии уменьшается и цена снижается. Но стоит отменить подобные ограничения, и у российских покупателей появятся серьезные конкуренты. По последним сведениям, в Китае ожидается снятие ограничения на эксплуатацию автомобилей с правым рулем, и в ближайшее время туда начнется массовый вывоз машин из Японии.

Кроме того, определенное влияние на стоимость автомобилей на приморском рынке оказывает объем ввоза в Россию краденых автомобилей. По данным японской полиции, среди джипов и дорогих представительских моделей машин с криминальным прошлым довольно много. С января по август 1997 года в Приморье поступило по меньшей мере 600 таких автомобилей. То есть каждые выходные на “Зеленом углу” выставляется 10-15 краденых машин. А они значительно дешевле своих юридически чистых “собратьев”. Поэтому цена в 20000 у. е. за роскошный Toyota Celsior 1994 года выпуска или полноразмерный бензиновый Mitsubishi Pajero 1993 года легко объяснима. Впрочем, нужно признать, что покупка украденной в Японии машины новому владельцу никакими неприятностями не грозит, поскольку все они прошли нормальное таможенное оформление и проданы в России - как это ни парадоксально звучит - на законных основаниях. К тому же между Японией и Россией до сих пор отсутствует соглашение о взаимной юридической помощи. Правда, в последнее время данные о краденых машинах стали приходить из Японии в адрес приморской ГАИ.

МОСКВИЧАМ ЗА НАМИ НЕ УГНАТЬСЯ

Во-первых, к нам попадает большое количество автомобилей, предназначенных исключительно для внутреннего рынка Японии. Как правило, данные модели и модификации оснащаются более мощными двигателями, имеют самое современное электронное оборудование и очень богатое оснащение в стандартной комплектации.

Во-вторых, разными путями у нас быстро появляются на местном рынке новейшие японские модели. Например, минивэны Toyota Picnic-Ipsum, Toyota Lucida-Previa последней модели и Honda Odissey, спортивный внедорожник Honda CR-V или джип Toyota Land Cruiser 95 Prado попали во Владивосток еще до их мировой премьеры.

В-третьих, очень низкие цены практически на все модели автомобилей, в том числе на американские и европейские. Например, Сhrisler LHS 1997 года выпуска с пробегом в несколько сотен миль продавался на “Зеленом углу” за 28000 у. е. Audi 80 или Audi 90 1990-91 гг. стоит около 6000 у. е. BMW 525 1992 года оценивается в 13-14 тысяч у. е. Впрочем, на их фоне цены на японские машины оказываются просто смешными. К примеру, за 7000 у. е. можно купить роскошный 3-литровый Crown 1991 года с роял-салоном, навигационной системой, холодильником, телевизором, CD-проигрывателем; mitsubishi Diamante 1991 года, с двигателем объемом 2-2,5 литра и полным приводом; Toyota Camry 1992 года; универсал Subaru Legacy 1991 года с турбонаддувной “двушкой” и даже внедорожник Suzuki Escudo 1990-1993 годов в 3-дверном исполнении. За 13 тысяч у. е. можно стать обладателем “Крауна” или “Марка-II” 1994 года выпуска; “Тойоты-Камри” или “Ниссан-Лауреля” 1995 года; полноприводного вэна “Тойота-Люсида” 1994 года, в самом навороченном исполнении Gold; или же “Тойоты-Виндом” (Lexus ES 300) 1993 года.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера