Японские туристы придут к храму

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Во Владивостоке на том самом месте, где в начале прошлого века находился храм миссии Хонгандзи (конец ул. Алеутской), планируется установить памятный знак. Автор проекта эскиза Светлана Арсюта, руководитель творческой группы компании “Станислав”, собирается художественно решить его в традициях японского культового искусства. И использовать в качестве первоидеи символ храма, который каким-то чудом уцелел и хранится сейчас в запасниках музея им. В. Арсеньева.

Эта акция, бесспорно, не только украсит наш город, но и сделает более привлекательной экскурсию “Японская диаспора”, которую разработали историки, краеведы и экскурсоводы Общества изучения Амурского края. Она проходит как раз по историческому центру Владивостока, где начиная с 70-х годов прошлого века вплоть до революции компактно проживали тысячи японцев.

Известно, что участок в 33 кв. м под буддийскую молельню (в районе кондитерской фабрики) был выделен городской думой в 1912 году совершенно бесплатно, рассказывает Зоя Моргун, доцент Восточного института ДВГУ, кандидат исторических наук. Строительство вел буддийский священник Оота Какунин. Этот “филиал” киотского храма Ниси Хонгандзи не был предназначен для миссионерской деятельности, а использовался исключительно для нужд японского населения, проживавшего в русском городе.

Недавно во Владивостоке побывала 86-летняя жена последнего настоятеля храма Тоидзуми Енэко, которая жила здесь около 20 лет, вплоть до окончательного выселения инородцев. В ее альбоме сохранилась свадебная фотография, где видно внутреннее убранство молельни. Символ храма, выполненный в форме круга, г-жа Тоидзуми узнала в одном из экспонатов музея им. В. Арсеньева. Она проявляет самое деятельное участие в устройстве этого памятного знака.

К слову, владивостокский период жизни г-жа Тоидзуми отразила в одной из глав своей большой книги “Цветы сирени”, которую писала 20 лет. Мы со студентами собираемся перевести ее на русский язык и опубликовать в одном из выпусков “Известий Восточного института”, чтобы сегодняшнему поколению горожан стала ближе и понятней история нашего города и тех, кто в нем жил, будь то японцы, немцы, французы.

Действительно, стыдно и грустно становится, когда выдирают с мясом на “драгметалл” медные таблички с памятников японской поэтессе Акико Есано, воинам-японцам, похороненным в приморской земле. Когда ветшают и гибнут каменные очевидцы японской страницы владивостокской истории: здания на Фонтанной, Алеутской, Мордовцева, где в большинстве своем располагались заведения японских торговцев.

Хотя многие из них еще живы, только опять же нуждаются в заботливом отношении. Так, например, сохранился до наших времен дом, построенный более века назад на участке земли М. Шевелева, - там в свое время размещался японский буддийский храм-школа миссии Хонгандзи (ныне ул. Семеновская, 19). Дом Демби (ул. Адм. Фокина, 25), где находились представительства судоходной компании, банк “Чосен Гинко”, японские магазинчики и ателье. Здания редакции газеты “Владиво-Ниппо”, рисообдирочных предприятий.

Авторы идеи проекта установки памятника на месте бывшего храма миссии Хонгандзи - краеведы ОИАК, преподаватели Восточного института ДВГУ, компания “Станислав” - предлагают его обсудить в мэрии и проявить к нему интерес. Японская сторона уже сделала это.