Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Жизнь

“Я люблю одевать “королей...”

Есть в загадочных театральных закулисах особая комната, где собраны все времена и эпохи сразу, нырнув в богатства которой, можно вдруг ощутить себя и увидеть в зеркале Марией Антуанеттой, Хозяйкой Медной горы или скорбным шутом... Это - костюмерный цех. Хозяйка такого цеха в Камерном театре - мастер, портной, модельер и стилист одновременно - Валентина Потущева, получившая недавно звание заслуженного работника культуры.

- Я начинала работать актрисой в Фергане, и главный режиссер очень любил, когда актеры работали над своими костюмами, - рассказывает Валентина Яковлевна. - В общем, с его благословения и начался мой трудовой путь, а с актерской профессией по семейным обстоятельствам пришлось расстаться.

- Для создания чего-либо нужны трудности, у вас они есть?

- Для того чтобы создать костюм, нужны время и деньги. Времени перед премьерой всегда не хватает, финансов не хватает всегда. Это и есть главные трудности. Поэтому все ткани для костюмов я крашу сама, а некоторые детали костюмов приходится использовать из списанных спектаклей.

- У каждого мастера есть свои победы и поражения... У вас есть любимые театральные костюмы?

- Мне очень нравились костюмы в спектакле “Бесплодные усилия любви” в театре имени Горького, это еще при Ефиме Табачникове. Шекспир, колорит того времени, фантазия и роскошь - это была истинно театральная работа. А в Камерном театре мне нравились костюмы в спектакле “Финист - Ясный сокол”, “Каменный цветок”, я люблю стиль костюмов чеховских и тургеневских пьес: “Вишневый сад” и “Месяц в деревне”.

- Какие спектакли не вызывали у вас радости от работы?

- Спектакли про алкашей, где их перевоспитывают. Никогда не любила костюмы из рванья.

- Как начинается работа над костюмом?

- Сначала мы встречаемся с режиссером и художником спектакля и обсуждаем, какой костюм нужен для того или иного персонажа. Потом художник рисует эскиз, а затем по этому эскизу мастера шьют костюм. Очень важно, чтобы декорация спектакля и костюм гармонировали. По этому поводу у меня часто возникают споры с актерами. Например, в оформлении спектакля преобладает багровый цвет, а актриса непременно хочет себе синее платье. Но этого категорически нельзя делать, потому что на сцене багровый и синий цвета “сольются”, и костюма не будет видно.

- Костюмы для каких спектаклей вы любите делать больше всего?

- Самое большое удовольствие получаю от работы над классикой. Это красота, это грация. Делать такие костюмы очень сложно, но и очень интересно. Каждый костюм и платье требуют особой тщательности - нужно досконально знать эпоху, для каждой роли существует свой оттенок. Моя мечта - поставить на сцене камерного костюмный спектакль по пьесе Шекспира или Мольера. А какая прекрасная пьеса - “Стакан воды”! Это ведь так красиво.

- Но ведь костюмный спектакль - это очень дорого: бархат, атлас...

- Вы знаете, в чем парадокс? На сцене натуральный бархат порой выглядит бледнее, чем простая ткань. Когда мы работали над спектаклем “Мария Антуанетта”, то нигде не могли найти фиолетовый бархат для платья героини (фиолетовый - цвет королей). И тогда мне пришло в голову покрасить обыкновенную байку. И что вы думаете? Платье из этой ткани на сцене сияло так, будто оно было сшито из настоящего дорогого бархата.

- А из чего вы шили костюмы раньше, когда любая ткань была дефицитом?

- Самой ходовой тканью было пионерское сукно. Знаете, что это такое? Из этой ткани делали солдатские портянки. И вот приходили мы на военную базу и просили, а сердобольные военные с радостью помогали неимущему театру. Должна сказать, что ткань эта была замечательная - легко стиралась и была очень крепкой.

- Вам довелось работать в нескольких театрах...

- Да, я работала в Рязани, на Камчатке, в Чите, Благовещенске.

- А были повторяющиеся спектакли?

- Конечно, были. “Ивана Грозного”, например, я оформляла в трех театрах. Должна сказать, что все три спектакля были абсолютно разными.

- А костюмы?

- Дело в том, что на сцене может воплощаться любой замысел, но исторический костюм должен точно соответствовать исторической правде. Так, например, царские костюмы во всех трех спектаклях были точной копией настоящих.

- Многие дамы в спектаклях ходят в шляпках...

- Я делаю их сама. Гипюр, желатин, форма - и вот получилась изящная шляпка. Ведь раньше женщина без шляпки не могла выйти на улицу - так предписывал этикет. И этому есть логическое объяснение - шляпка предохраняла волосы от выгорания, закрывала лицо от солнца, сохраняла прическу...

- Кто помогает вам в создании костюмов?

- У нас прекрасные мастера: заслуженный работник культуры Мария Гавриловна Морозова, закройщик по мужским костюмам Галина Николаевна Постнова, мастер по мужским костюмам Галина Герасимовна Рукосуева...

- Валентина Яковлевна, вы несколько раз были с театром на гастролях за границей. Как одеваются французы, например?

- Очень скромно. В их одежде преобладают бежевый, коричневатый и зеленоватый цвета. Но у них есть очень строгое деление - одежда для работы и одежда для отдыха, для вечерних раутов... Но есть, если сравнить с нашей жизнью, такие странности! Например, мы видели возле перехода нищего, бомжа - он был одет в элегантный бежевый костюм, чистую белую сорочку с бабочкой, у его ног лежала шляпа, он просил милостыню...

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера