Владивосток мог стать фашистским портом?

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В преддверии очередной печальной годовщины трагического дня начала Великой Отечественной войны ветераны, историки, журналисты вспоминают и пишут о том, как подло и вероломно, нарушив пакт о ненападении, войска вермахта вторглись на территорию СССР. При этом на протяжении ряда лет официальная история стыдливо оставляла как бы “за кадром” ту необычайно теплую дружбу, что связывала в предвоенные годы фашистскую Германию и коммунистический СССР. Между тем последовательное стирание “белых пятен” открывает удивительные вещи: оказывается, не только жителям западных регионов страны, но и дальневосточникам и даже конкретно владивостокцам отводилась в планах германского военного командования вполне определенная роль.

В мае 1939 года во исполнение “Директивы о подготовке вооруженных сил на 1939-1940 годы” руководство ВМС Германии (или, как говорили сами немцы, кригсмарине) приступило к разработке планов действия военно-морского флота в будущей войне. Прекрасно осознавая слабость своего флота по сравнению с силами союзников и понимая, что Великобритания предпримет традиционную морскую блокаду Германии, немецкие адмиралы вполне резонно решили использовать опыт Первой мировой войны. Напомним, что тогда, на начальном этапе войны, 2 немецких крейсера - “Кенигсберг” и “Эмден” смогли почти полностью парализовать британское торговое судоходство в Тихом и Индийском океанах. Однако теперь - в конце 30-х - у Германии уже не было колониальных баз в южных морях, где рейдеры могли бы пополнять запасы и производить ремонт.

СПРАВКА "В". Вспомогательный крейсер "Комет" построен в1936 году, водоизмещение 3287 регистровых тонн, вооружение: шесть 150-миллиметровых орудий, одно 60-миллиметровое орудие, два 37-миллиметровых, четыре 20-миллиметровых орудия, шесть торпедных аппаратов, два гидросамолета Arado 196, 30 мин.

Потоплен 14 октября 1942 года британскими ВМС в проливе Ла-Манш

Именно поэтому в ходе очередной встречи министров иностранных дел двух стран - Молотова и Риббентропа - 23 августа 1939 года со стороны Германии последовал неофициальный запрос о возможности базирования немецких военных кораблей в портах Мурманск, откуда открывалась перспектива действий против трансатлантических конвоев, и Владивосток - для борьбы на коммуникациях союзников в Тихом и Индийском океанах. Предполагалось, что на обеих военно-морских базах рейдеры под фашистским флагом смогут не только пополнять запасы, но и производить текущий ремонт силами немецких специалистов.

После передачи запроса военно-морской атташе при посольстве Германии в СССР, капитан цур зее (1-го ранга) барон Баумбах незамедлительно выехал сначала в Мурманск, а затем и во Владивосток, чтобы на месте более детально изучить будущие пункты базирования кораблей кригсмарине. С высоты сегодняшних дней это кажется какой-то исторической фантастикой. Однако известный публицист и историк российского военно-морского флота Николай Черкашин приводит очень любопытный архивный документ, изначально проходивший под грифом “Совершенно секретно”. Это - донесение барона Баумбаха от 20 октября 1939 года, адресованное германскому штабу руководства войной на море: “...не следует рассчитывать на предоставление германскому флоту портов Мурманск и Владивосток, исходя из следующих соображений:

1. Посещение немецкими военными кораблями Мурманска и Владивостока нельзя будет сохранить в тайне из-за присутствия в них судов других государств (напомним, что вплоть до конца войны Владивосток был открытым портом. - Ред.).

2. По этой же причине нельзя будет и ремонтировать корабли на местных судоверфях силами немецких специалистов.

3. Советские власти хотели бы пойти навстречу и выполнить просьбу Германии (выделено нами. - Ред.), однако опасаются обвинений со стороны Великобритании и Франции”.

Несмотря на то, что Владивосток так и не стал базой для кораблей фашистского флота, наш город тем не менее сыграл свою роль в активности немецких рейдеров в зоне Тихого океана. Владивосток стал конечным пунктом Транссибирской магистрали для сменных экипажей и предметов материально-технического обеспечения, направлявшихся из Германии в Японию, где базировались немецкие суда снабжения. Обратным маршрутом - через Владивосток в Германию - отправлялись раненые и больные моряки с рейдеров.

А в августе 1940 года - менее чем за год до начала войны - произошло совершенно беспрецедентное событие, когда Советский Союз разрешил и даже помог осуществить проводку Северным морским путем немецкого торгового судна “Донау” (в действительности “судна № 45” нацистского военного флота, оно же - вспомогательный крейсер “Комет”). К слову, в те годы Германия проявляла нескрываемый интерес к морям арктического бассейна. Так, еще в начале 30-х советское правительство разрешило “с чисто научными целями” полет немецкого дирижабля над Арктикой. За несколько суток дирижабль облетел северную часть территории Советского Союза протяженностью в тысячу и шириной более 100 километров, а “воздухоплаватели” засняли ее на пленку. В соответствии с предварительной договоренностью материалы съемки должны были быть предоставлены СССР, однако немцы заявили, что пленка оказалась испорченной...

Летом 1940 года “Комету” предстояло уточнить и дополнить сведения, полученные в ходе полета дирижабля. Именно поэтому командиром рейдера был назначен один из опытнейших гидрографов кригсмарине капитан цур зее Роберт Эйссен. Из базового порта через Балтику и Северное море вплоть до советских территориальных вод “Комет” шел под видом советского ледокольного парохода “Семен Дежнев”, имея соответствующую надпись на борту и госфлаг СССР. Проводка во льдах Арктики началась 14 августа. Руководство Главсевморпути оказалось настолько любезным (наверняка с благословения советского правительства), что обеспечило немецкий корабль лоцманами и предоставило Эйссену секретные карты советского сектора Арктики. 3 советских ледокола с характерными названиями “Ленин”, “Иосиф Сталин” и “Лазарь Каганович”, сменяя друг друга, провели “Комет” за рекордный срок - 23 дня - от западной кромки льда до Новосибирских островов, откуда рейдер уже по чистой воде вышел к Берингову проливу.

В сентябре 1940 года фашистский крейсер вышел на просторы Тихого океана и, по оценке американского адмирала В. Маршалла, “добился исключительных успехов”. В течение полуторагодичного рейдерства “Комет” потопил 9 судов союзников общим тоннажем 65.000 тонн, захватил 1 судно с грузом олова и каучука, а также разгромил центр по переработке фосфатов на острове Науру.

Успешная проводка рейдера через льды Арктики обнадежила немецких адмиралов. Предполагалось, что летом 1941 года этим кратчайшим и безопаснейшим маршрутом в восточном направлении проследует целый отряд вспомогательных крейсеров, замаскированных под мирные торговые суда нейтральных стран. Обратно должны были пройти немецкие транспортные суда со стратегическим сырьем. Однако начавшаяся война с Советским Союзом не позволила осуществить эти планы.

Тем не менее следует отметить, что сведения о советском секторе Арктики, о наших полярных станциях, организации их радиосвязи и навигационном обеспечении Северного морского пути, которые были получены в результате полярного похода “Комета”, позволили кригсмарине буквально в самый канун начала боевых действий развернуть на пустынных островах Северного Ледовитого океана целую сеть радио- и метеорологических станций. А к лету 1942 года на Новой Земле - в глубоком арктическом тылу Советского Союза - немцы сумели оборудовать 3 замаскированных пункта базирования подводных лодок. Во многом именно благодаря этим действиям на протяжении почти всей войны нацистские ВМС столь активно противодействовали нашим морским перевозкам и по Северному морскому пути, и по линии североатлантических союзнических конвоев...