Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Жизнь

Владивосток мог стать фашистским портом?

В преддверии очередной печальной годовщины трагического дня начала Великой Отечественной войны ветераны, историки, журналисты вспоминают и пишут о том, как подло и вероломно, нарушив пакт о ненападении, войска вермахта вторглись на территорию СССР. При этом на протяжении ряда лет официальная история стыдливо оставляла как бы “за кадром” ту необычайно теплую дружбу, что связывала в предвоенные годы фашистскую Германию и коммунистический СССР. Между тем последовательное стирание “белых пятен” открывает удивительные вещи: оказывается, не только жителям западных регионов страны, но и дальневосточникам и даже конкретно владивостокцам отводилась в планах германского военного командования вполне определенная роль.

В мае 1939 года во исполнение “Директивы о подготовке вооруженных сил на 1939-1940 годы” руководство ВМС Германии (или, как говорили сами немцы, кригсмарине) приступило к разработке планов действия военно-морского флота в будущей войне. Прекрасно осознавая слабость своего флота по сравнению с силами союзников и понимая, что Великобритания предпримет традиционную морскую блокаду Германии, немецкие адмиралы вполне резонно решили использовать опыт Первой мировой войны. Напомним, что тогда, на начальном этапе войны, 2 немецких крейсера - “Кенигсберг” и “Эмден” смогли почти полностью парализовать британское торговое судоходство в Тихом и Индийском океанах. Однако теперь - в конце 30-х - у Германии уже не было колониальных баз в южных морях, где рейдеры могли бы пополнять запасы и производить ремонт.

СПРАВКА "В". Вспомогательный крейсер "Комет" построен в1936 году, водоизмещение 3287 регистровых тонн, вооружение: шесть 150-миллиметровых орудий, одно 60-миллиметровое орудие, два 37-миллиметровых, четыре 20-миллиметровых орудия, шесть торпедных аппаратов, два гидросамолета Arado 196, 30 мин.

Потоплен 14 октября 1942 года британскими ВМС в проливе Ла-Манш

Именно поэтому в ходе очередной встречи министров иностранных дел двух стран - Молотова и Риббентропа - 23 августа 1939 года со стороны Германии последовал неофициальный запрос о возможности базирования немецких военных кораблей в портах Мурманск, откуда открывалась перспектива действий против трансатлантических конвоев, и Владивосток - для борьбы на коммуникациях союзников в Тихом и Индийском океанах. Предполагалось, что на обеих военно-морских базах рейдеры под фашистским флагом смогут не только пополнять запасы, но и производить текущий ремонт силами немецких специалистов.

После передачи запроса военно-морской атташе при посольстве Германии в СССР, капитан цур зее (1-го ранга) барон Баумбах незамедлительно выехал сначала в Мурманск, а затем и во Владивосток, чтобы на месте более детально изучить будущие пункты базирования кораблей кригсмарине. С высоты сегодняшних дней это кажется какой-то исторической фантастикой. Однако известный публицист и историк российского военно-морского флота Николай Черкашин приводит очень любопытный архивный документ, изначально проходивший под грифом “Совершенно секретно”. Это - донесение барона Баумбаха от 20 октября 1939 года, адресованное германскому штабу руководства войной на море: “...не следует рассчитывать на предоставление германскому флоту портов Мурманск и Владивосток, исходя из следующих соображений:

1. Посещение немецкими военными кораблями Мурманска и Владивостока нельзя будет сохранить в тайне из-за присутствия в них судов других государств (напомним, что вплоть до конца войны Владивосток был открытым портом. - Ред.).

2. По этой же причине нельзя будет и ремонтировать корабли на местных судоверфях силами немецких специалистов.

3. Советские власти хотели бы пойти навстречу и выполнить просьбу Германии (выделено нами. - Ред.), однако опасаются обвинений со стороны Великобритании и Франции”.

Несмотря на то, что Владивосток так и не стал базой для кораблей фашистского флота, наш город тем не менее сыграл свою роль в активности немецких рейдеров в зоне Тихого океана. Владивосток стал конечным пунктом Транссибирской магистрали для сменных экипажей и предметов материально-технического обеспечения, направлявшихся из Германии в Японию, где базировались немецкие суда снабжения. Обратным маршрутом - через Владивосток в Германию - отправлялись раненые и больные моряки с рейдеров.

А в августе 1940 года - менее чем за год до начала войны - произошло совершенно беспрецедентное событие, когда Советский Союз разрешил и даже помог осуществить проводку Северным морским путем немецкого торгового судна “Донау” (в действительности “судна № 45” нацистского военного флота, оно же - вспомогательный крейсер “Комет”). К слову, в те годы Германия проявляла нескрываемый интерес к морям арктического бассейна. Так, еще в начале 30-х советское правительство разрешило “с чисто научными целями” полет немецкого дирижабля над Арктикой. За несколько суток дирижабль облетел северную часть территории Советского Союза протяженностью в тысячу и шириной более 100 километров, а “воздухоплаватели” засняли ее на пленку. В соответствии с предварительной договоренностью материалы съемки должны были быть предоставлены СССР, однако немцы заявили, что пленка оказалась испорченной...

Летом 1940 года “Комету” предстояло уточнить и дополнить сведения, полученные в ходе полета дирижабля. Именно поэтому командиром рейдера был назначен один из опытнейших гидрографов кригсмарине капитан цур зее Роберт Эйссен. Из базового порта через Балтику и Северное море вплоть до советских территориальных вод “Комет” шел под видом советского ледокольного парохода “Семен Дежнев”, имея соответствующую надпись на борту и госфлаг СССР. Проводка во льдах Арктики началась 14 августа. Руководство Главсевморпути оказалось настолько любезным (наверняка с благословения советского правительства), что обеспечило немецкий корабль лоцманами и предоставило Эйссену секретные карты советского сектора Арктики. 3 советских ледокола с характерными названиями “Ленин”, “Иосиф Сталин” и “Лазарь Каганович”, сменяя друг друга, провели “Комет” за рекордный срок - 23 дня - от западной кромки льда до Новосибирских островов, откуда рейдер уже по чистой воде вышел к Берингову проливу.

В сентябре 1940 года фашистский крейсер вышел на просторы Тихого океана и, по оценке американского адмирала В. Маршалла, “добился исключительных успехов”. В течение полуторагодичного рейдерства “Комет” потопил 9 судов союзников общим тоннажем 65.000 тонн, захватил 1 судно с грузом олова и каучука, а также разгромил центр по переработке фосфатов на острове Науру.

Успешная проводка рейдера через льды Арктики обнадежила немецких адмиралов. Предполагалось, что летом 1941 года этим кратчайшим и безопаснейшим маршрутом в восточном направлении проследует целый отряд вспомогательных крейсеров, замаскированных под мирные торговые суда нейтральных стран. Обратно должны были пройти немецкие транспортные суда со стратегическим сырьем. Однако начавшаяся война с Советским Союзом не позволила осуществить эти планы.

Тем не менее следует отметить, что сведения о советском секторе Арктики, о наших полярных станциях, организации их радиосвязи и навигационном обеспечении Северного морского пути, которые были получены в результате полярного похода “Комета”, позволили кригсмарине буквально в самый канун начала боевых действий развернуть на пустынных островах Северного Ледовитого океана целую сеть радио- и метеорологических станций. А к лету 1942 года на Новой Земле - в глубоком арктическом тылу Советского Союза - немцы сумели оборудовать 3 замаскированных пункта базирования подводных лодок. Во многом именно благодаря этим действиям на протяжении почти всей войны нацистские ВМС столь активно противодействовали нашим морским перевозкам и по Северному морскому пути, и по линии североатлантических союзнических конвоев...

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера