Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Жизнь

Вариации на музыкальные темы

Человек, одержимый идеей, способен увлечь своими проектами окружающих. Трудно оставаться равнодушным к тому, как о реконструкции исторического здания концертного зала и возрождении в нем центра музыкальной культуры говорит директор краевой филармонии Олег Грязин - здесь слышатся и прелюдия, и скерцо, и патетическая фуга. А главное, есть ощущение, что он-то и станет автором финала-апофеоза.

- Олег Львович, а как становятся директором филармонии?

- Директором вообще сегодня стать несложно. Уж больно много развелось ТОО, ООО, различных фирм, интересных компаний... Специально директоров филармоний, конечно же, не готовят, как и прочих директоров. Путь складывается из выбора профессии, определенного жизненного опыта, цели, способностей.

- Полагаю, что в юные годы вы не ставили себе подобной цели - стать директором филармонии?

- Думаю, что нет. Хотя выбор профессии был предопределен. Я уже лет с 4 был активным участником самодеятельности, пел в детском хоре, декламировал сначала с табурета, а уж потом на клубной сцене. Став старше, был вокалистом школьного ВИА. Потом, как многие мальчики, грезил заоблачными далями. И представьте, мне знаком восторг человека, поднявшего в воздух самолет (правда, с инструктором). Я недолго проучился в авиационном центре. Жизнь иной раз спускает нас с небес на землю.

- И куда же вы приземлились?

- В Государственное училище эстрадно-циркового искусства в городе Киеве, где просто-напросто закреплял полученные в школьные годы азы музыкальной грамоты. Мотался по гастролям еще студентом, подрабатывал в ресторанах как инструменталист и вокалист. А желание усовершенствовать вокальные навыки привело меня на вечернее отделение киевской консерватории, где я проучился один год.

- Неужели вас отчислили за игру в оркестре ресторана?

- Я сам принял такое решение. Солиста Большого театра из меня бы не получилось. Увлекся постановкой массовых зрелищ, эстрадной режиссурой - эта работа захватила меня, и мысли о консерваторском образовании я оставил без сожаления.

- Какие постановки праздников оставили в вашей памяти яркий след?

- Я во многом благодарен “Укрконцерту”. Именно там, в Киеве, произошло мое становление как режиссера-эстрадника благодаря творческому общению с известными режиссерами-постановщиками массовых зрелищ. Вспоминаются и празднование 1500-летия Киева и проводы олимпийцев на Игры.

- Как же с Украины вы попали на Дальний Восток?

- Детство мое прошло на Севере, хотя родом я из Сибири. А вот мои родители жили на Дальнем Востоке. Когда мне предложили работу в Магадане, я согласился без долгих раздумий. Захотелось перемен, испытаний, свежих тем для творчества

- В Магадане вам доводилось встречаться с легендой советской эстрады Вадимом Козиным?

- С Вадимом Алексеевичем мы были дружны. Он частенько заходил к нам в филармонию по-простому, мимоходом, с авоськой, а в ней - нехитрый набор продуктов. Знаете, несмотря на свою популярность, он производил впечатление одинокого человека. И это несмотря на то, что каждая заезжая знаменитость непременно изъявляла желание встретиться с Вадимом Алексеевичем. С возрастом он стал человеком очень противоречивым. Звоню ему, прошу разрешения посетить его с Беллой Руденко или Михаилом Глузским. Козин приветливо говорит, что будет рад встрече, назначает время. Но бывали случаи, когда именитые гости, стоя у порога, слышали из-за двери ворчливое: “Я болен и не жду гостей”. А когда он был в настроении, мог часами вспоминать былое, садился к фортепиано и голосом, утратившим неповторимое звучание, напевал свои песни.

- После Магадана вы и приехали к нам во Владивосток?

- После Магадана я уехал в Москву и продолжил обучение на высших режиссерских курсах в ГИТИСе в мастерской И. Г. Шароева. Нашими педагогами были ведущие режиссеры московских театров: Евгений Симонов, Андрей Гончаров. Учиться у них многие почитали за честь. И это несмотря на то, что на мощных постановках столичных праздников гоняли нас - ассистентов - будь здоров.

- Чем же завершилась столичная эпопея?

- Работой в московском Театре эстрады под руководством народного артиста России Бориса Брунова. Потом опять был Магадан. И только спустя год я получил предложение возглавить Приморскую краевую филармонию.

- И что же вам преподнес Владивосток: перспективы или проблемы?

- Пожалуй, проблемы, решение которых вело к перспективам.

- Вы можете огласить список?

- Номером один было возрождение концертного зала. Оглядываясь назад, могу сказать, что многое в этом направлении было сделано, но не меньше проблем впереди.

- Я вижу, перед вами на столе лежат эскизы дизайна внутренних помещений филармонии. Вы стоите на пороге реконструкции или ремонта?

- Здание филармонии - это уникальный памятник архитектуры начала века. А век между тем на исходе. За все время его существования им серьезно не занимались. После пожара в 1906 году в зале ни разу не заменялись несущие конструкции. Капитальный ремонт был в 1939 году. Тогда спешили его завершить к 7 ноября, но выбивались из сроков. Это грозило серьезными последствиями для директора. Сердце его не выдержало - он скончался в своем кабинете.

- Трагический штрих того времени. Сегодня, надеюсь, вы работаете не в столь жестких рамках?

- Знаете, у каждого времени свои сложности в решении проблем. Непросто “выбивать” средства на культуру, когда, казалось бы, есть нужды поважнее. А ведь помимо глобальных дел, стоимость которых исчисляется запредельными суммами, есть и дела текущие, и дела “замороженные” на время. Взять тот же музыкальный магазин, расположившийся в стенах филармонии. Он задумывался как салон-магазин. В “Мелодии” тогда, кроме семиструнки ленинградского производства и пианино “Приморье”, никаких музыкальных инструментов покупателю не предлагали. “Петро-шоп” стал первым в крае центром электромузыкальных инструментов, аппаратуры и радиотехники. Сегодня рынок уже достаточно насыщен подобным товаром, и идея салона-магазина вновь витает в воздухе. Ведь именно в салоне можно сесть за демонстрационные клавишные, взять в руки гитару известной фирмы, саксофон, скрипку или виолончель. И тогда, зайдя в такой салон-магазин или за билетом на концерт, можно было бы попасть на сейшн (импровизированный концерт профессиональных музыкантов).

- Лет 15 назад в “Литературной газете” была такая рубрика “Если бы директором был я...”, в которую активно приходили дельные предложения от читателей. А если бы вы были всемогущим директором, то..?

- Я бы не ждал, пока насущные вопросы решаются в кабинетах, и, не ограничивая фантазию, вернул бы уникальному зданию филармонии первозданный вид, чтобы наш зал стал лучшим концертным залом на Дальнем Востоке. С новейшим техническим оснащением, машинерией, суперосвещением, кондиционированием. На такой сцене я мечтал бы видеть и “Виртуозов Москвы” со Спиваковым, и “Квартет Бородина”, и Мстислава Ростроповича, Елену Образцову, зарубежных и отечественных звезд эстрады с настоящими шоу, а не их подобием.

- Вам самому доводилось видеть подобные зрелища?

- И не единожды.

- Насколько же вам, столь искушенному зрителю, интересны те исполнители, чьи имена украшают афиши Владивостока?

- Прежде всего это выдающиеся музыканты современности, хотя и не столь частые гости на нашей сцене: Сергей Стадлер, Зураб Соткилава, звезды оперетты...

- А из эстрадных исполнителей?

- Мне интересен интеллигентный Александр Градский, с удовольствием бываю на безукоризненных концертах Лаймы Вайкуле, Ларисы Долиной, мне импонируют голос и манера держаться на сцене романтичного Валерия Меладзе.

- Простите за нескромный вопрос: а когда вы последний раз покупали билет на концерт?

- Месяцев 8 назад я купил билет на концерт Брайана Адамса в Москве.

- Во что вам обошлось это удовольствие?

- По столичным меркам очень скромно - 250 рублей. А на концерт Паваротти, Доминго или Барбры Стрейзанд не пожалел бы и больших денег. Хорошая музыка - моя слабость.

- А другому человеку вы можете простить слабость?

- Если она связана с музыкальными пристрастиями - сколько угодно. А если вы имеете в виду деловые отношения, то снисхождение вызовет только минутная слабость. Если человек ловчит, хитрит - это недопустимо в отношениях, дружеских или деловых, неважно.

- Насколько широк ваш дружеский круг?

- С возрастом, как, пожалуй, у всех людей, этот круг стал менее широким, но более надежным.

- Легко ли руководить женским коллективом?

- Я считаю наш коллектив слаженным ансамблем, в котором присутствует некая гармония: нажимаешь клавишу и слышишь аккорд. И диссонанс в звучании - редкость. Все настроены по одному камертону.

- Какой у вас музыкальный подход к работе... А какие мелодии царят в вашей семье?

- Тут звучит иная музыка. Моя семья - это мое и отдохновение, и вдохновение. Жена Вика - первая скрипка и в воспитании трехлетнего сына Никиты, и в создании уюта и атмосферы нашего дома.

- А ваши родители могут обогреться возле вашего очага?

- К сожалению, мои родители живут не вместе и далеко отсюда. Отец обосновался в Сибири - мы поддерживаем связь. А мама живет в Прибалтике. У нее свое небольшое дело. Мне как сыну приятно сознавать, что ее бизнес складывается удачно и я, как смог, принял в этом участие. Маме сложно отправляться в путешествие к нашему очагу, но мы с женой навещаем ее. Мы частые гости в Латвии.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера