Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Жизнь

Вальс на троих

“Вальсирующие”. Франция, 1973, 115 минут. Режиссер - Бертран Блие. В главных ролях: Жерар Депардье, Патрик Деваэр, Миу-Миу, Жанна Моро, Бриджит Фоссе, Изабель Юппер, Тьерри Лермитт.

Есть фильмы, олицетворяющие собой целую эпоху. Кинолента французского писателя и режиссера Бертрана Блие “Вальсирующие” - одна из самых характерных в этом ряду. Она стала, по меткому выражению Жерара Депардье, “самым увесистым булыжником, брошенным в парадную витрину французского кино”. Фильм, взорвавший общество, был воспринят как яркий гимн и одновременно реквием молодежной революции 1968 года. Он продиктовал новый кинематографический стиль и новые образы. И сегодня, пожалуй, каждый из 50-летних французских режиссеров, не колеблясь, может признать: “Все мы вышли из “Вальсирующих”. Из года в год этот фильм неизменно украшает внеконкурсные и ретроспективные программы различных международных кинофестивалей, являясь для заядлых киногурманов таким же обязательным и незаменимым блюдом, как для вегетарианцев - овощной салат.

Однако каждому овощу - свое время. Увы, приходится признать, что до наших рядовых зрителей фильм вовремя не добрался. Он не был закуплен для широкого проката и не получил распространения на пиратских видеокассетах. Поэтому и фамилия режиссера, и название “Вальсирующие” остались для тех поколений советских граждан пустым звуком. Стремясь восстановить справедливость и восполнить досадный пробел, группа наших киноведов во главе с Александром Брагинским организовала в начале 90-х издательскую фирму “Сочииздатсервис” для выпуска на русском языке книг, ставших в свое время основой киношедевров. Так и получилось по иронии судьбы, что “Вальсирующие” добрались к нам сначала в 1994-м в виде романа Бертрана Блие “Похождения чудаков”, причем на обложке буква “ч” была демонстративно исправлена на букву “м”, что вполне соответствовало авторскому замыслу и точно отражало суть романа. Скромно оформленная книга не стала сенсацией на владивостокском книжном рынке и долго маячила на прилавках, не привлекая читательского взора. В те времена многие уже зачитывались схожими по духу скандальными романами Эдички Лимонова, но его французского литературного предшественника знать не знали. В 1996 году фильм “Вальсирующие” был показан по НТВ, позднее компания “НТВ-Профит” закупила фильм для широкого показа в кинотеатрах и тиражирования на видео.

В этом году у “Вальсирующих” юбилей - 25 лет. И уже это достаточный повод, чтобы воздать должное легендарному фильму.

...Бертран Блие, сын известного французского актера Бернара Блие, рос в атмосфере дома, куда приходили известные деятели искусства и литературы. Ему всегда нравилось писать, а с годами появилось настойчивое желание видеть написанное воплощенным на экране. Его дебют в кино состоялся в 1962 году. Бертран Блие пишет свой первый и самый знаменитый роман Valseuses (в нашем киноведении прижился перевод “Вальсирующие”, хотя более точно название можно перевести как “Крутящие яйца”). Несмотря на нарочито огрубленную лексику и натурализм в показе сексуальных отношений, роман разошелся моментально и затем не раз переиздавался. Молодежь сразу и безоговорочно поддержала автора: многие после 1968 года увидели в персонажах книги себя и свой бунт. Когда в 1973 году Бертран Блие экранизировал “Вальсирующих”, фильму был обеспечен долгий и скандальный успех, а исполнителям главных ролей, малоизвестным тогда еще актерам Жерару Депардье и Патрику Деваэру - шумная и повсеместная слава...

“Если угодно знать, мы - мудаки. Все началось с того, что мы стибрили машину. Просто так, чтобы немного прошвырнуться. Нам ничего было делать в субботу. В субботу всегда нечего делать. Как и в воскресенье, кстати сказать”. Этими бесхитростными словами начинается роман. С этого же и начинается фильм. Двое неразлучных друзей, великовозрастные длинноволосые оболтусы Жан-Клод (Жерар Депардье) и Пьеро (Патрик Деваэр) - бастарды, или, по-нашему говоря, бомжи - парни без определенных занятий и места жительства. Но униженными и оскорбленными они себя не чувствуют. Сами кого хочешь унизят и оскорбят. Они сознательно выбирают свободу от всяких условностей и благ, выражая тем самым бунт против общества, в котором все только и делают, что потребляют, лицемерят и кичатся своим богатством. Самыми ненавистными представителями этого мира наши герои считают парикмахеров и тюремщиков. И все свои шалости и чудачества направляют чаще всего против них. Вот и в этот раз они пытаются угнать машину у владельца парикмахерской. Но не совсем удачно: Пьеро получает пулю... между ног, а Жан-Клод в отместку вместе с машиной похищает и любовницу обидчика - белокурую слегка заторможенную девицу Мари-Анж (Миу-Миу).

Как-то им приходит в голову шальная мысль: “Выходящего из тюрьмы мужика интересует только баба... Но почему не действовать от обратного? Нам нужна заключенная со стажем, расплатившаяся за свою вину молодостью и выброшенная на волю никому не нужной и больной. И вот в этот момент появляемся мы и протягиваем ей руку. Свобода - это мы!”... Чего больше было в этом странном плане - ребяческой игры в “тимуровцев”, искреннего желания сделать кому-то добро или стремления избавиться от собственной бесприютности, укрыться от нелюбимого мира в объятиях опытной женщины?

Как бы там ни было, но сцены с участием вышедшей из тюрьмы Жанны - самые пронзительные и в романе, и в книге. Эту роль играет великолепная Жанна Моро, и ее игру надо видеть. Увядшая, тусклая женщина с безысходной тоской и усталостью в глазах постепенно оживает, сопровождаемая двумя молодыми и заботливыми бой-френдами. Странное и трогательное трио бродит в обнимку по берегу моря, пиршествует в придорожном ресторане, проводит жаркую ночь любви в роскошном гостиничном номере. Они проникаются взаимной нужностью в этом неприветливом мире. Но для Жанны все уже поздно. Преисполненная благодарностью к своим случайным спутникам, она тем не менее наутро застрелилась... А потрясенные Жан-Клод и Пьеро долго будут рыдать на плечах растерянной Мари-Анж, к которой вернутся, чтобы уже не расставаться никогда. Уже втроем они продолжат пополнять список добрых дел. Встретят из тюрьмы сына Жанны и обогреют его, сняв предварительно для этих целей уютный домик за городом у реки. И услужливо предложат угрюмому парню Мари-Анж в полное распоряжение. А потом будут мучиться от ревности, сидя на берегу и слушая ее сладострастные стоны. Сын Жанны, впрочем, окажется непутевым и вскоре вляпается в кровавый криминал. А наша троица отправится дальше на очередной угнанной машине, наслаждаясь осенним солнцем, запахом травы и своей независимостью, и своей любовью на троих...

“Истинные страсти видны лишь тогда, когда люди как бы выпотрашивают друг друга”, - сказал позже о своих любимых героях Бертран Блие в одном из интервью. Вторит ему и Жерар Депардье. В своей книге “Украденные письма” он обращается к рано умершему другу (в 1982 году Патрик Деваэр, окончательно спутав реальность и вымысел, покончил жизнь самоубийством): “Дорогой Патрик! В настоящее время нас перестают донимать в связи с годовщиной 1968 года. Годовщиной чего? Бунт молодых старых мудил. Вот как мы оба думали об этой войне в снежки. Сия прелюбопытная революция привела, однако, к тому, что полицейским сменили форму, а Бертран смог поставить “Вальсирующих”. Этот фильм позволил нам жить жизнью богемы. Уж как мы бесили Бертрана! Мы не приходили ночевать, на съемку являлись со следами гульбы и разврата на лицах. Мы были счастливы, как идиоты, как прогульщики уроков. Это была великая хулиганократия, смесь бессознательности и безответственности... ”.

Это запоздалое признание говорит о фильме “Вальсирующие” и обо всем, что с ним связано, лучше любых других слов. Уже потом было “Поколение Doom” и прочие “роуд муви”. “Вальсирующие” были первыми. И не устарели, несмотря на все юбилеи и годовщины. Ибо рано или поздно у каждого появляется неодолимое желание послать все к чертям, сбежать от этой нескончаемой “ярмарки тщеславия”, чтобы вольными птицами парить вдоль дорог и наслаждаться первозданной красотой и свободой. Было бы с кем и куда “вальсировать”.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера