В театре были - обхохочешься

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Афиши спектакля МХАТа “Прибайкальская кадриль” манили громкими именами актерской (к тому же состоящей в законном браке) пары - народных артистов России Андрея Мягкова и Анастасии Вознесенской, шрифтом чуть помельче шли имена заслуженного артиста России Вячеслава Жолобова, актрис Нины Килимник и Татьяны Розовой. МХАТ не был во Владивостоке 20 лет. Естественно, что эти гастроли для нашей публики обещали стать серьезным культурным событием, но чуда не произошло.

О “Прибайкальской кадрили”, поставленной режиссером МХАТа Николаем Скориком по пьесе Владимира Гуркина, можно сказать немного: это комедия, сделанная в лучших традициях жанра антрепризы. Легко, смешно и никакого катарсиса, то есть очищения в результате воздействия высокого искусства. От прославленного МХАТа ждали большего.

На пресс-конференции, которая состоялась до спектакля, артисты в один голос говорили о том, что они с удовольствием выбрали пьесу, отражающую хорошие русские традиции, со странными добрыми персонажами. “Спектакль соответствует тому уровню, на котором мы находимся”,- уточнил Андрей Мягков. По его мнению, России не хватает доброй драматургии, поэтому пьеса написана как нельзя вовремя.

Ну и что, что антреприза. Анастасия Вознесенская, к примеру, считала, что это современная форма, рожденная временем. Новый театр ищет новые возможности. “Я антрепризу люблю больше, чем серьезный стационарный театр”,- поведала нам актриса. А Нина Килимник тут же добавила, что собственно театр начинался с антрепризы. Оказывается, этот жанр дает возможность сыграть роли, которые артист никогда не получил бы.

С нашего четвертого ряда отлично было заметно, как артисты переигрывали и “импровизировали”. Впрочем, Жолобов и Мягков были хороши. В речи героя Андрея Мягкова с трепетным чувством узнавания дорогого ловили знакомые интонации Лукашина из столь не любимого Андреем Васильевичем, но когда-то давшего новое рождение артисту Мягкову фильма “Ирония судьбы”.

К сожалению, побеседовать лично с Андреем Мягковым нам так и не удалось. Артист уже давно никому не дает интервью, но на пресс-конференции ответил на несколько вопросов.

Не все знают, что Мягков увлекается портретной живописью. “Мне нравится белый холст. Только от тебя зависит, что на нем появится”, - рассказывал он. Портреты, написанные им, есть у Михаила Горбачева и Галины Волчек. Любопытно, как отзывался о живописной манере одного из своих любимейших артистов Эльдар Рязанов в книге “Неподведенные итоги”: “На его холстах люди выглядят скорее неприятными, приближенными к недоброй карикатуре. Художник Мягков не щадит даже самых близких людей”.

Вообще не стоит отождествлять артистов и героев, которых они играют. “Мы совсем не похожи на этих людей. Роль собирается не целиком из себя - из частичек. Про меня еще ничего не написали”,- улыбаясь, отвечал Андрей Васильевич.

Не мучают артиста Мягкова мечты о еще не сыгранном. Он считает, что ни один режиссер уже ничего ему не даст. В последнее время Мягков не снимается в кино, не любит телевидение, поэтому там и не появляется. Впрочем, то же самое можно сказать и об остальных артистах “Прибайкальской кадрили”.

Более обстоятельно о современном кино, театре и нелегкой актерской судьбе мы поговорили с актрисой Татьяной Розовой, дочерью драматурга Виктора Розова, которого многие режиссеры сегодня называют великим.

- Татьяна, как вы относитесь к новому русскому кино?

- Оно меня не вдохновляет. Надо обладать какой-то сверхгуманной идеей, чтобы снимать, грубо говоря, чернуху, но уметь взлететь над этим. Я взлета не вижу. Грязь неинтересна зрителям. Искусство - это не жизнь. Оно всегда должно быть над бытом. Тогда выходит, как в “Криминальном чтиве”: при всем ужасе некоторых сцен там есть это “над”.

- Вы согласны с тем, что культура вообще сегодня в дефиците?

- У нас и человеческие отношения в дефиците. Сейчас я говорю про Москву, там кризис во всем. Стоит только отъехать от столицы буквально на двести-триста километров, понимаешь, что все живо. Люди замотаны, но чувствуется русская духовность.

- Говорят, что актерам в театре хорошо только тогда, когда им дают главные роли...

- Актеру хорошо, когда у него получается, когда ему верят. Всех надо любить, хвалить, даже массовку. Так мы созданы.

- Скажите, если кино не дает нам героя, которого зритель бы любил и хотел ему подражать, то, может быть, это должен сделать театр?

- Безусловно. Это так необходимо, особенно сейчас. Недавно во МХАТе прошла премьера спектакля Миши Ефремова, который он поставил по пьесе Ивана Охлобыстина “Максимилиан-столпник”. Спасибо Ивану, что написал эту пьесу. Нужно, чтобы люди ее прочли. Там сказано все, о чем необходимо говорить зрителю. Найдена точка опоры для человека, сидящего в зале. Я как зритель вышла со спектакля просветленной. Этого всегда ждали от театра. Наш спектакль “Прибайкальская кадриль” проще, забавнее, он не помогает осмыслению глобальных вещей, но создает тонус. Я считаю, это тоже полезно.

МХАТ уехал. Мы ждем новых гастролей, новых спектаклей. Обкормленные антрепризой, ждем просветления.