В средневековье - под парусами "Командора"

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Настоящей сенсацией прошлого года стала историко-географическая морская экспедиция “Командор-97”, организованная Обществом изучения Амурского края. Полтора месяца провела моторно-парусная яхта “Командор” с учеными на борту в заливе Петра Великого, “моделируя” морские пути, которые использовали в средние века отважные бохайцы, проживавшие на этих берегах. Они также обследовали древние якорные стоянки. От реки Туманган до Краскинского городища их обнаружено уже около десятка: в бухтах Сивучья, Северная, Калевала, Экспедиции. Но и это еще не все - исследователи подняли с морских глубин уникальные каменные якоря, которые предположительно датируются VI-VII веком.

Эти находки привлекли внимание японских и корейских ученых. Совместно с русскими мореходами они решили принять участие в международной экспедиции “Командор-98”, приуроченной к 1300-летию образования Бохая, средневекового государства, простиравшегося на территории нынешнего российского Дальнего Востока, Кореи, Китая. Как и в прошлом году, ее возглавит капитан яхты “Командор” Вячеслав Трубников.

В квартире Вячеслава Трубникова, заместителя начальника ремонтного отдела технического управления ТОФ, господствует морской стиль. Штурвал, запасной винт с “Командора”, бронзовая “утка”, поднятая с затонувшего в наших водах старого японского судна. А “высотная” лоджия, заваленная яхтенными снастями и принадлежностями, словно ходовая рубка корабля: насколько хватает глаз - всюду море.

Выросший на Эгершельде, в самом морском районе Владивостока, в семье потомственных корабелов, Вячеслав с детства мастерил лодки, боты. Потом, не изменяя семейной традиции, окончил кораблестроительный факультет в политехническом.

К слову, “Командор” он спроектировал сам. На базе старого корпуса большого корабельного катера с “бригадой” единомышленников построили парусно-моторную яхту. Девять лет потребовалось, чтобы мечта превратилась в явь: 12-метрового красавца водоизмещением в 7 тонн, который прошел проверку

9-балльным штормом. И настоящим делом. “Командор” занимался, и небезуспешно, поисками затонувшей шхуны “Восток” у острова Стенина и парохода “Владимир” у мыса Гамова. Обломки последнего - паровая машина, листы кормовой обшивки - были обнаружены осенью 1996 года.

- “Командор-98” - какие цели ставит перед собой эта международная экспедиция?

- Сразу хочу сказать, что она будет проходить под эгидой Общества изучения Амурского края и Дальневосточного государственного университета. Мы хотим подтвердить гипотезу известного японского археолога Ешитака Кодзимы о морских маршрутах древних бохайцев, совершавших плавания с материка к Японским островам, смоделировать условия морских переходов и обследовать якорные стоянки, которые использовались в те времена по пути следования.

- В чем суть этой гипотезы?

- Она сводится к следующему: корабли бохайцев имели прямое парусное вооружение, и поэтому все морские пути зависели от направления ветра, которое древние мореходы подбирали в соответствии с периодами года. Весной они с попутным норд-норд-вестом отправлялись Северным морским путем, связывающим юго-восточное побережье Приморья с западным побережьем острова Хоккайдо. А осенью с зюйд-остом возвращались к родным берегам. Причем переходы вдоль западного побережья Японских островов были только дневными. Только один археологический пример. В результате раскопок на западном побережье Хоккайдо были обнаружены оловянные украшения. Но в Японии оловянных рудников нет. Ешитака Кодзима предполагает, что они были привезены мохэ, народом, населяющим в прошлые века территорию современного Приморья, из Рудной Пристани, где находится самый богатый оловянный рудник Приморья.

- Как будет выглядеть маршрут плавания?

- Все путешествие разбито на 3 этапа. Первый: от Владивостока до Преображения курсом на Отару. Второй: из Отару вдоль западного побережья Японии на юг до порта Цуруга. Здесь к экспедиции должны присоединиться японские яхтсмены. Третий: переход Корейского пролива - 125 коварных морских миль и возвращение к берегам Приморья.

Протяженность маршрута около 2000 миль. Время путешествия - 54 суток, с 30 июня по 23 августа.

- Вас не пугает трагическая участь корейского исследователя Чана и его команды, которые тоже под парусом хотели пересечь Японское море в конце прошлого года?

- На мой взгляд, его путешествие было не совсем обоснованным. Непонятно, почему экспедиция решила отправляться в плавание именно в декабре, в самое неподходящее для морского “похода” время.

Маломощной была и парусная оснащенность. Фактически плот шел без “участия” парусов, при этом имел довольно большую осадку. Приморское течение просто вынесло его на юг Японского моря. Удивительно, что отчаянные путешественники вообще так долго смогли продержаться и фактически дойти до берегов Южной Кореи. Последнее их сообщение, причем далеко не паническое, было получено во время жестокого шторма. Утром следующего дня плот обнаружили выброшенным на скалы одного из близлежащих островков. Все погибли.

- Вы собираетесь усиливать мореходные качества “Командора”?

- Разумеется. Ставим вторую мачту, то есть дополнительное парусное оснащение. Для большей безопасности мореплавания устанавливаем спутниковую навигацию, радиобуй, компас-репитер. По смете это тянет почти на 70 тысяч деноминированных рублей.

Большую часть расходов экипаж берет на себя. Но без спонсорской поддержки нам все-таки не обойтись. Если найдутся желающие поддержать экспедицию - будем очень благодарны. Обращаться по тел. 268-193, в Общество изучения Амурского края.

- Кто будет в команде “Командора” на этот раз?

- Флотские яхтсмены, имеющие дипломы яхтенных капитанов международного образца, опытные и надежные ребята: Виктор Прядко, Николай Абрамов, Евгений Муравьев, Василий Коваль, водолаз Виктор Колчак.

- Слышала, вы затеяли новое “судостроительство” - “Командор-2”?

- Да, это будет 22-метровая стальная яхта нулевого класса для океанских переходов: 2-мачтовая, водоизмещением 45 тонн. На ней можно отправляться в кругосветку, когда на пенсию выйду. Это моя самая заветная мечта. Тем более что растут помощники. Старший сын Роман, студент ДВГТУ, работал на первом “Командоре”, принимал участие в прошлогоднем морском походе. Младший, 3-классник Кирилл, уже на “ты” с аквалангом. Кинокамера под водой - мое последнее серьезное увлечение. Подводный мир - тот же космос, только в зеркальном отражении. Он хранит столько тайн и загадок. И так хочется прикоснуться хотя бы к некоторым из них.