В лабиринтах подземных убежищ

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Ежегодная плановая проверка защитных сооружений во Владивостоке специалистами гражданской обороны совпала с войной на Балканах. Жители Белграда, Приштины, Ниша, Нови-Сада и других югославских городов во время воздушных налетов авиации НАТО прячутся в бомбоубежищах, на которые раньше в Сербии не обращали внимания. Как показывает жизнь, от сумы и войны не зарекайся. И корреспонденты “В” отправились по бомбоубежищам Владивостока

Корреспонденты “В” решили укрыться от ударов вероятного противника

Казематы укроют от НАТО

Из малоприметного кабинета железная лестница круто уходила вниз. Несколько пролетов - и мы оказались в бетонном проходе. Коридор упирается в толстую бронированную дверь, за ней - еще одна. Так группа офицеров городского и краевого управлений по делам ГО и ЧС в сопровождении корреспондентов “В” оказалась в защищенном командном пункте (ЗКШ) “Дальзавода”.

Подземный пункт управления рассчитан на прием 250 человек из числа руководителей крупнейшего судоремонтного предприятия Приморья, специалистов связи и обеспечения, сотрудников ряда других организаций Ленинского района. В ЗКШ в условиях военного времени можно находиться не менее трех суток. Здесь имеются оперативный зал и радиорубка для поддержания связи с другими бомбоубежищами и наземными объектами “Дальзавода”, вышестоящими штабами гражданской обороны.

ЗКШ с 3-метровым железобетонным “потолком”, 4-метровым земляным покрытием и “крышей” в виде 5-этажного корпуса заводоуправления в состоянии выдержать точечный удар неядерного оружия. В случае прекращения централизованного энергоснабжения включается автономное аварийное питание от дизель-генератора, что и продемонстрировал инспекторам начальник штаба гражданской обороны предприятия Михаил Росинский. В помещениях тепло и сухо, довольно легко дышится благодаря отлаженной вентиляции. Запас питьевой воды и продовольствия также рассчитан минимум на трое суток. Не очень комфортно, но в случае необходимости отсидеться при бомбежке можно без проблем.

Проверка показала, что защищенный командный пункт готов хоть сегодня (не дай бог!) к эксплуатации. Но это для начальства. А как обстоят дела с бомбоубежищами для трудового коллектива? Поэтому начальник управления по делам ГО и ЧС Владивостока полковник Александр Николаев дал

команду на проверку казематов для трудового коллектива. Кстати, на “Дальзаводе” могут укрыть в случае атаки с воздуха не только всю многотысячную рабочую смену, но часть населения из близлежащих кварталов.

Михаил Росинский подвел инспекторов к невзрачной двери на замке рядом с одним из самых крупных цехов предприятия. Длинный тоннель в скале уводит офицеров гражданской обороны и корреспондентов “В” под стадион “Авангард”. Сверху - 5 метров железобетонных перекрытий. Это защитное сооружение, введенное в эксплуатацию в далеком 1952 году, готово разместить в своих недрах 500 человек, но в случае необходимости во внутренних помещениях могут расположиться и до 700 человек.

В залах вдоль стены стоят многоярусные ряды с деревянными топчанами. Отдельно расположены туалетные комнаты для мужчин и женщин. Помимо водопровода от городской сети имеются резервуары для питьевой воды из расчета 1 литр на человека в сутки. продовольственные запасы хоть и не богаты разносолами, но с голода не помрешь. В каждый суточный набор входят 175 г консервов, 300 г хлеба или сухарей, 50 г сахара. В медицинском пункте складированы аптечки с набором обезболивающих, радиозащитных, противобактериальных и противорвотных средств. По стенам развешаны плакаты с рекомендациями о действиях в тех или иных экстремальных ситуациях и щиты противопожарной безопасности. Хотя курить в этих помещениях категорически запрещено. Зато имеется кинопроектор и экран, что позволяет постоянно крутить фильмы.

Бомжатники в бомбоубежищах

Полной противоположностью защитным сооружениям при крупных промышленных предприятиях города являются бомбоубежища для простых горожан. Для гражданского населения в центральной части Владивостока в 30-50-х годах их было построено множество. Основная часть находится под обычными жилыми домами. Содержаться они должны за счет жилищно-коммунальных хозяйств.

На деле в большинстве случаев положение с защитными сооружениями даже критическим назвать нельзя. Казематы не отвечают требованиям содержания. Вентиляция отсутствует, освещения нет, о каких-либо запасах продовольствия, медикаментов или инвентаре и говорить не приходится. В лучшем случае в этих подвалах жители дома держат кладовки, а стало быть, следят за чистотой и порядком. Однако сплошь и рядом в таких местах живут бомжи, в этих притонах чаще всего происходят преступления.

Посещение одного из “бомбоубежищ” на улице Светланской стало тому подтверждением. Аварийный выход заставлен автомобилями, на вентиляционном люке стоит сарай. Внутри смрад, грязь, копоть после пожара. Даже бездомные отказались здесь от ночлежки. Пока к власти не пришел Черепков, 86 бомбоубежищ в жилой зоне Владивостока находились на балансе городской администрации. Тот решил не тратить средства на их эксплуатацию. А зря. События в Югославии показали, что защитные сооружения до сих пор играют важнейшую роль в обеспечении безопасности людей.

Воздушная тревога! Всем в укрытие

По инструкции, основная масса гражданского населения в случае чего будет вывезена или сама выберется в лес, сопки, поля - подальше от опасного города с его штабами, воинскими частями и оборонными предприятиями. В земле люди отроют себе щели и наделают блиндажей. А вот как быть оставшимся?

Услышав тревожное сообщение по телевидению, радио или из громкоговорителей, люди немедленно выходят из квартир на улицу. При этом берут с собой 3-суточный запас непортящихся продуктов, питьевую воду, средства индивидуальной защиты - противопыльные тканевые маски, противогазы, респираторы, детские камеры, комплект нательного белья, теплую одежду, спальные принадлежности.

Люди следуют по изученным маршрутам, вдоль стрел-указателей и надписей направления. Заполнять сооружения необходимо без паники и организованно, взрослые с маленькими детьми размещаются отдельно. Нельзя брать с собой животных. Сразу же после заполнения все двери и вентиляционные люки в бомбоубежищах наглухо закрываются, перекрываются сети водопроводов и отопления. Запрещается курить, шуметь, зажигать без разрешения керосиновые лампы и свечи, ходить без особой надобности, предупреждает инструкция.

Каждое защитное сооружение должно быть готово к приему населения уже через 12 часов после принятия властями решения об их эксплуатации. Кстати, во время взрывов боезапаса на флотском арсенале на Второй Речке в мае 1992 года защитные сооружения в Советском и Первореченском районах оказались не готовы к приему гражданского населения. Зато во всех близлежащих больницах быстро вывели и вынесли пациентов в подвальные оборудованные и надежно прикрытые помещения.

Под двойной крышей

В семидесятых и восьмидесятых годах развернулось строительство объемных “ангаров” в спальных районах города - 4 в районе “БАМа”, 2 на улице Нейбута, 3 в жилых кварталах Советского района, в ряде других мест. В 1990 году их возведение прекратилось из-за отсутствия финансирования.

Новые бомбоубежища ожидала участь старых, но городское и краевое управления по делам ГО и ЧС стали передавать их в аренду рачительным хозяевам-коммерсантам через соответствующие договоры с комитетом по управлению имуществом. Помимо использования помещений для собственных целей бизнесмены следят за их состоянием. Периодически производится ремонт, поддерживается чистота, особое внимание уделяется рабочему состоянию имеющегося оборудования.

А вот временные владельцы одного из защитных сооружений на 3200 человек на улице Нейбута не ограничились простой эксплуатацией. Они за собственные деньги купили и смонтировали дизель-электростанцию. На ее запуске побывали начальник управления по делам ГО и ЧС города полковник Александр Николаев и несколько офицеров гражданской обороны.

Заодно были проверены и все системы жизнеобеспечения, автономности и защищенности бомбоубежища. Вентиляционная система, водоснабжение, места для размещения людей, туалеты и санузлы находились в полной готовности. В случае происшествия такой бункер готов принять население не через 12 часов, а сразу после объявления тревоги. Наличие внутри небольшой хлебопекарни позволит накормить всех желающих.

Вот к такому содержанию защитных сооружений стремится сейчас гражданская оборона города.