Уж лучше в тюрьму

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

От недоверчивого взгляда его колючих серых глаз мне захотелось съежиться. В свои 25 Игорь, выпускник свободненского интерната, производит впечатление человека, уставшего от жизни. Он не чувствует в себе сил бороться с обстоятельствами, которые довлеют над ним едва ли не с пеленок, не верит в то, что когда-нибудь сможет нормально жить, работать, воспитывать детей. Словом, стать таким же, как все.

Для бывшего детдомовца на свободе нет работы

В детском доме кормили “бычками”

О горькой доле ребятишек, брошенных непутевыми родителями, написано немало. Но чем больше на свете детдомовцев, тем больше искалеченных судеб. И каждая из них - “тропинка” в такую бездну несчастий, перед которой наши вселенские проблемы кажутся пустяками.

Детских домов и интернатов в биографии Игоря было 3. Друг от друга они отличались, пожалуй, лишь названиями да методами “воздействия” на подопечных.

- В одном детдоме воспитатели развлекались тем, что выливали за шиворот детям недоеденный суп. В другом в качестве профилактики курения “кормили” бычками. Не верите? Я сам пачку сигарет съел, после того как меня с окурком застукали, - рассказывает он.

В детстве Игорь мечтал только об одном - вырваться на свободу. Интернат казался ему тюрьмой. Когда становилось совсем невмоготу, мальчишка пускался в бега. Сколько раз его, голодного и оборванного, подбирала на улице милиция! Но из приемника-распределителя пацана отправляли обратно, и все начиналось сначала.

После восьмилетки Игорь пошел в ПТУ. Едва окончил - “загремел” в зону за хулиганство. Он не склонен искать виноватых в своих несчастьях. Оступился, натворил глупостей - отвечай по закону. Только вот ведь какая беда: почти у всех сверстников Игоря, окончивших вместе с ним свободненскую школу-интернат

№ 12, судьба исковеркана. Кто-то так же, как он, имеет за плечами 2-3 “ходки” в зону, остальные пьют, колются. Других занятий в безработном городке пока не придумали.

“Новая жизнь”

“Наглядевшись” на приятелей и одноклассников, Игорь сам для себя твердо решил: со старой жизнью покончено. Новую жизнь начал с того, что попытался разыскать отца. Он почему-то был уверен, что отец, отказавшийся от него почти 20 лет назад, будет рад видеть взрослого сына.

“Здравствуй, папа!” - Игорь переступил порог родительской квартиры. В ответ - недоумевающий взгляд: “Ты кто такой?” Впрочем, одно-единственное в жизни отцовское напутствие он все-таки получил: “Иди куда хочешь”.

Игорь решил попытать счастья во Владивостоке. Но манивший его яркий, словно игрушечный магазин, город оказался неприветлив к чужакам. Игорь - отнюдь не белоручка, грязной работы не боится. Но за полгода жизни во Владивостоке он, имеющий 3 специальности (плотник, сварщик и каменщик) нигде так и не устроился. Кому нужен работник с такой биографией, да еще и без местной прописки?

На что жил? Таскал мешки на морвокзале, пароходы разгружал. Судьба, казалось, продолжала испытывать его на прочность. Снял гостинку через посредников, но фирма распалась, и парень с узелком своих нехитрых пожитков очутился на улице.

Вот уже месяц, как Игорь живет у друга Ромы. В приютившей его семье еще трое взрослых и 12-летняя Олеся. На кровати, которая бог весть как помещается в крошечной комнатушке, приятели спят по очереди.

Нахлебником Игорь в доме друга себя не чувствует. С готовностью предлагает родственникам Романа свою помощь - с ремонтом подсобил, на даче вкалывает словно заводной. Но как бы тепло его здесь нипринимали, Игорь знает - рано или поздно отсюда придется уйти. А идти ему некуда!

Лишние люди

- Мы обращались в администрацию Ленинского района, просили, чтобы Игоря прописали хотя бы по общежитию, без права на “койко-место”. Целый месяц потеряли в очередях у чиновничьих кабинетов. Нигде ни помощи, ни простого человеческого сочувствия, - горячится Ромка. В отличие от своего товарища он настроен более решительно: - Хоть убейте, ну не верю я, что ничего нельзя сделать!

В самом деле, если бы не поддержка друзей, бог знает, где бы сейчас находился Игорь. Увы, наша сегодняшняя жизнь устроена таким образом, что шансов начать нормальную жизнь у бывших осужденных практически нет. Сегодня судимость - это клеймо, смывать которое вам придется до конца своих дней.

После долгих мытарств в очередь на жилье Игоря все-таки поставили, зато посодействовать с пропиской отказались. Неважно, что без этой отметки в паспорте он даже в больницу сходить не может, страховой полис получить. А ведь из “мест не столь отдаленных” парень вернулся с полным комплектом самых жутких болячек - язва желудка, больные почки, легкие, которые срочно нужно оперировать.

За время, проведенное в зоне, Игорь приучил себя не обращать на боль внимания. Когда выходил на волю, врачи “обнадежили”: “Скажи спасибо, что вообще жив!” Но в минуты отчаяния он, кажется, об этом жалеет.

Где взять квартиры для сирот?

На самом деле, если верить действующему законодательству, проблемы Игоря вовсе не из разряда неразрешимых. Как пояснила главный специалист управления по учету и распределению жилья мэрии Владивостока Ирина Ходасевич, дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 37 Жилищного кодекса РФ с изменениями и дополнениями от 13 марта 1998 г. имеют право на внеочередное получение жилья даже после возвращения из мест лишения свободы. А в соответствии с постановлением губернатора Приморского края от 4 марта 1998 г. “О социальной поддержке, трудоустройстве и обеспечении жильем детей-сирот и оставшихся без попечения родителей” эта категория лиц должна обеспечиваться квартирами в течение 3 месяцев. Тот факт, что молодой человек прибыл к нам из Амурской области, его прав ни в коем случае не ущемляет.

В очереди на жилье фамилия Игоря значится под номером 84. Всего же в списке бывших детдомовцев, претендующих на получение квартир, 92 человека. Некоторых из них директора детских домов, зная о том, с какой “скоростью” движутся наши очереди, поставили туда заранее. Но ни в прошлом, ни в позапрошлом году ни одной квартиры сиротам город не выделил.

Как-то в разговоре с приятелем Игорь обмолвился:

- Уж лучше снова сесть, чем так мучиться.

При том, что очередная “ходка” для него равносильна самоубийству, другой возможности обрести крышу над головой у парня, похоже, нет.

P.S. Редакция “В” обращается ко всем, кто имеет возможность хоть как-то помочь герою нашего материала. Отзовитесь! Координаты Игоря имеются в социальном отделе редакции “В” (тел. 415-660).