Ученая дама на работе и дома

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Она могла бы стать архитектором, дизайнером, искусствоведом, модельером, психологом, аккомпаниатором - природа щедро наделила ее талантами. И в каждой из этих областей наверняка сумела бы выделиться. А она стала ученым-химиком. Жизненная реакция соединения таланта с работоспособностью дала мировой результат: в науке ей принадлежит ряд открытий, ее творческая биография опубликована в серьезном американском издании MARQUIS WHO'S WHO среди 35 тысяч имен тех, кто в 97-м году внес свой вклад в развитие науки, техники, культуры. Знакомьтесь - Татьяна Аржанова, кандидат химических наук, научный сотрудник Института химии ДВО РАН.

- Татьяна Александровна, теперь “Кто есть кто в мире” поди на почетном месте в доме стоит?

- Эта книга дорогая, стоит около 1 тысячи долларов, и у себя дома я ее не имею. Но она находится в научной библиотеке ДВГУ, а у меня лишь - ксерокопия странички.

- Торжественные мероприятия по поводу “попадания” в престижное издание состоялись?

- На международном симпозиуме по исследованию материалов, который проходил в Вильямсбурге, прошла небольшая презентация, на которой ученые поздравили меня - мы как раз находились в знаменитом колледже The College of William and Mary, втором после Гарварда старейшем высшем учебном заведении Америки, в шикарной университетской библиотеке. Кстати, издание “Кто есть кто в мире” рассылается по самым крупным библиотекам мира.

- А как можно попасть в такое издание?

- У них разработана своя система научного поиска кандидатов, критерии. Комиссия проводит независимую экспертизу, и на конкурсной основе идет отбор. А тебе уже только сообщают: вы включены в данное издание.

- Расскажите о своих научных разработках.

- В прошлом году я получила патент, который касается нанесения металлических покрытий на различные диэлектрики, предложена принципиально новая технология.

- Татьяна Александровна, переложите это на доступный язык - зачем это надо, где и как можно использовать?

- Берем, например, пластмассовую поверхность. Ее надо покрыть каким-либо металлом, например, серебром, золотом, никелем, медью или сплавом. По моей разработке сокращено количество стадий подготовки поверхности к нанесению на нее металла - с 12 до 2. Спектр применения технологии широк - от электроники и до товаров народного потребления. Разработаны также технологии нанесения металлических покрытий на природные материалы, это, например, даст возможность применять разработку в ювелирной промышленности, создавать эксклюзивные украшения. Посмотрите на эту елочную шишку, покрытую серебром, на “металлизированный” лист, который стал золотым, сохранив свою природную первозданность.

Раньше для подготовки поверхности диэлектриков к нанесению металлических покрытий использовали соли драгоценных металлов. Мои технологии позволяют исключить использование драгоценных металлов из технологического процесса, а это значит, он будет менее затратным.

- Для меня, профана, все это сродни китайской грамоте. В школе я лишь мел с доски стирала на уроках химии. Учительница заявляла: должна же я тебя хоть зачем-то к доске вызывать. Поэтому люди, увлеченные химией, для меня просто небожители. А ваш “химический” выбор - случайный, закономерный?

- К химии у меня пристрастие было особое. Меня увлекла красота экспериментов - из разных веществ, растворов получить другое вещество. Это удивляло, возбуждало интерес. Я начала все больше читать, как, почему это происходит. И уже осознанно поступала на химический факультет ДВГУ.

- И лишь химией была окрашена студенческая жизнь?

- Студенчество у меня связано и с ощущением личного счастья: на

2-м курсе я вышла замуж. На 5-м, на каникулах, родила дочь Светлану, а через полгода защитила диплом.

- А где вы встретились со своим будущим мужем? Кто он по профессии?

- Мы познакомились на новогоднем балу, который проходил в театре. Билет на бал мне вручили случайно. Случайно в театре оказался и Николай. Тогда он был лейтенантом милиции, прослужил до полковника.

- Сколько лет вашему союзу?

- 17 февраля отпраздновали серебряную свадьбу.

- Говорят, что мужчины опасаются брать в жены умных женщин...

- Видите ли, Николай Иванович - человек особенный. Он женщину уважает, боготворит, как мужчина. Понимает, что женщина не должна быть служанкой - приготовь, подай, обстирай. Согласитесь, это редкое качество. Домашними делами у нас занимается тот, кто меньше загружен. Мне с мужем повезло. Хотя, конечно, Николай Иванович мог бы претендовать на большее включение меня в бытовые проблемы, ведь он тоже сильно загружен на работе.

- А если попробовал бы претендовать...

- Как мужчина умный, он, наверное, сразу понял, что это бесполезно!

- Интересный расклад: в семье двое предельно загруженных работой людей, кто же дочь воспитывал?

- Но ведь воспитание - это не строка в графике со строго регламентированным временем. Это процесс совместного проживания. Дочь тоже умеет много работать, у нее научный склад ума, быстро схватывает новое, умеет анализировать. Она студентка российско-американского факультета ДВГУ, год училась в Германии, там есть европейское отделение Мэрилендского университета. По баллам она шла первая среди своих сокурсников и как лучшая открывала выпускной бал.

- Татьяна Александровна, а вам завидуют?

- К сожалению, есть в научной среде такое явление. Как правило, зависти подвержены люди, в науке несостоявшиеся, которые амбициозно рассчитывают на большее, не прилагая к этому никаких усилий - ни умственных, ни волевых. Все, что достигнуто мною, результат усиленного труда, с неба мне ничего не валилось. И я честно могу смотреть другим в глаза.

Я за других радуюсь, хоть мало кто в это может поверить, думаю: молодец, вот каких высот достиг. Зависть закрепощает человека, лишает здравомыслия, и как следствие - необдуманные поступки, слова.

- Сложное финансовое положение заставляет ученых уходить из науки, искать другие жизненные пути. Вы подвержены упадническим настроениям?

- Сегодня в науке, с моей точки зрения, остались три категории людей: кто беззаветно предан своему делу, старшее поколение предпенсионного возраста, кому трудно уже искать другие пути, и третья категория - те, кого вообще никуда не возьмут. Пожалуй, я могла бы уйти на более выгодное место, но вряд ли я смогу жить без науки. Хоть науку у нас в государстве принизили, но я чувствую уважение и почтение к себе. Зарубежные коллеги высказывают удивление: как вы добиваетесь высоких результатов при том положении, в котором находится российская наука?! А она существует благодаря энтузиастам. Таких немало в ДВО РАН, у нас в институте химии, которым успешно руководит Виктор Глущенко, член-корреспондент Российской академии наук.

На симпозиуме, где я делала доклад, который вызвал большой интерес со стороны многих ученых и представителей зарубежных фирм, в том числе и такой знаменитой, как IBM, я встретилась с русскими учеными, работающими за рубежом по контракту. Интересно, они высказывались, что у себя в России смогли бы достичь больших результатов. Нашим ученым из-за отсутствия комфортных условий здесь приходится все время что-то придумывать, изобретать, то есть неустанно трудиться. А в науке только так и можно работать, с энтузиазмом, полной отдачей, самоотверженно.

- На этом научном форуме много было женщин среди присутствующих?

- Совсем немного, еще меньше тех, кто выступал с научными сообщениями.

- Наверное, вы чувствовали интерес к себе и как к женщине. Комплиментов много было?

- Да, порой коллеги вводили меня в смущение. После доклада ко мне подошел, например, японец и стал говорить, какая я красивая. Подбирал слова для сравнения и сказал: вы такая красивая, как японская женщина! А рядом стоял индус, молодой человек лет 30, он восхищался цветом глаз.

- Вот был бы там Николай Иванович, как бы он отреагировал?

- А он всегда реагирует с гордостью: мое, говорит...

- Представьте, что вам пришлось бы своих зарубежных коллег принимать у себя дома, вызвало бы это смущение?

- Пожалуй, нет. Николай Иванович недавно сделал сам ремонт - у него золотые руки. Это, конечно, не евроремонт, но я к этому и не стремлюсь, ведь главное, чтобы дома было комфортно, уютно и удобно для работы.

- Вас повергают в уныние наши бытовые трудности?

- Как-то я пытаюсь приспосабливаться, не накручивая себя.

Жаль на уныние тратить душевные силы. Отношусь философски.

- Чувствуется, вы человек уравновешенный, но что-то может вызвать ваше раздражение, гнев?

- В двух случаях: если по отношению к кому-то проявлена несправедливость. И если надо выполнить работу, а мне помешали.

- А женские слезы?

- Плачу редко, но бывает, смотрю фильм, слезы наворачиваются - сживаюсь с героем, и вот такое проникновение эмоционально срабатывает.

- Про ученых столько баек ходит, какие они рассеянные...

- Вместо шляпы сковороду, конечно, не надеваю, но, бывает, в тапочках шагнешь за дверь, однажды так из подъезда даже вышла. Но такие ситуации крайне редко случаются.

- У вас с детства осталась любимая игрушка, кукла?

- Любимым занятием в детстве у меня было чтение книг. И осталось это увлечение по сей день. Еще люблю рассматривать альбомы с репродукциями по искусству, по натуре я человек созерцательный, мечтательница. Особенно нравятся импрессионисты. Когда была в Париже, стояла в музее Д”Орсе перед полотнами Эдуара Мане, Клода Моне, Ренуара, ощущение было сродни восторгу.

- И как вам показались француженки, французы-мужчины?

- Мне казалось, что француженки более привлекательны. Не совсем то встретила, что ожидала. Но мне понравилось, как они красиво общаются, их манеры, жесты, они милы, деликатны. Мужчины поразили сильнее - своей галантностью. В центре Парижа даже правила движения нарушат, но женщине дорогу уступят! В общении - внимательны без навязчивости.

- В зарубежных командировках не посещала сладкая мысль: вот бы остаться хоть на время здесь поработать. Пусть не навсегда, пусть по контракту.

- Да я не могу сказать, чтобы мне здесь, дома, было плохо.

- Татьяна Александровна, как вам кажется, чего не хватает русскому человеку для полного счастья в жизни?

- Здравомыслия...