Учеба на чужих ошибках

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Не от хорошей жизни школьники села Авдеевка переселились в здание вокзала и вот уже 8 лет постигают учебную программу под грохот проходящих мимо железнодорожных составов. Когда переходили сюда из старой полуразрушенной школы, думали, что обосновались рядом с рельсами ненадолго - на время строительства новой школы. Тем более что начало было обнадеживающим: за один сезон - с 1991 по 1992 год - строители кировского монтажно-строительного управления возвели первый этаж. Потом денег не стало - пауза на объекте затянулась до наших дней. Уроки под аккомпанемент вагонных колес - еще полбеды. Страшнее переменки, когда ребята резвятся рядом с проходящими составами.

Для окончания стройки по проекту сегодня необходимо около 8 миллиардов "старых" рублей, что для скудной казны Кировского района - цифра астрономическая. Можно сэкономить вдвое, если строить без тира и теплицы. Но и этих 4 миллиардов никак не сыскать в местном бюджете. Да и срочно "выкроить" такую сумму в краевом тоже наверняка не удастся. Поэтому после посещения авдеевского долгостроя, губернатор края Евгений Наздратенко пообещал, что "достопримечательный" объект будет включен в план финансирования на 1998 год.

Новоселье в совхозной контореОпустевшие, полуразрушенные здания бывших совхозных контор в большинстве сел района тоже стали провинциальной достопримечательностью. Сельхозтоварищества едва сводят концы с концами. Потратить лишнюю копейку на поддержание кирпичных контор в достойном виде им не под силу, но и пустовать просторным помещениям в то время, когда дети теснятся в ветхих и холодных школах, негоже! Вот в селе Увальном и справили новоселье, начав учебный год в стенах основательно переделанной конторы сельхозтоварищества. В светлом теплом помещении занимаются в одну смену 200 учащихся. Среди них дети из Ольховского детского дома, открытого прошлым летом. А учащиеся начальных классов увальненского комплекса “школа - детский сад” уже больше года располагаются в помещении добротного здания детского сада. Пока лишь 20 учеников, но если к ним добавится еще сотня крестьянских детей, то все равно в просторном помещении не будет тесно.

- Мы очень довольны, что смогли менее чем за 3 месяца завершить необходимую реконструкцию помещения. Теперь у нас 8 классных кабинетов, кабинеты директора и завучей, просторная учительская, лаборантская, библиотека, - рассказывает директор Михаил Якименко. - Весной планируем разбить большой сад и клумбы, посадить ели и сосенки. Кстати, фрукты из этого сада станут добавкой к школьным обедам, которые получают все наши ребятишки - от дошкольников до старшеклассников. Кроме федеральных и прочих отчислений на школьное питание мы сами себя обеспечиваем картофелем, свежими и консервированными овощами. Без пришкольного участка никак не обойтись!

Бывает на столе и мясо

Надо отметить, что на организацию питания в школах, детских садах и двух детских домах район тратит немалые средства. С трехлетнего возраста, когда малыш приходит в детский сад, и до школьного выпускного юные кировчане обеспечены довольно неплохими обедами. В ежедневном меню обязательно вторые и третьи блюда: каши или картошка с огурцом, помидором. Нечасто, но все же бывает мясо. Чай, компоты с домашней сдобой - в каждой школьной столовой есть мастера вкусно готовить.

О том, что при каждой кировской школе есть земельный участок, с которого учащиеся сполна обеспечивают себя картофелем, свежими овощами и приличным ассортиментом из варений-солений, “В” уже рассказывал. Стоит лишь заметить, что такой подход к школьному земледелию всячески приветствуется. Поэтому неудивительно, что кроме традиционных посадок для нужд школьных столовых в последнее время учащиеся также выращивают сою и ранние зерновые - для продажи и обмена. Решается проблема и за счет предприятий-должников, гасящих часть налогов в местный бюджет продуктами питания. В прошлом году санаторий “Изумрудный”, например, в счет долгов за коммунальные услуги поставил в школу продуктов на 70 миллионов рублей. И сейчас требуется лишь 20 миллионов “живых” денег - для закупки сахара, чая, крупы - словом, тех продуктов, что не проходят по взаимозачетам. Создано муниципальное предприятие “Шмаковка” - специально для обеспечения централизованного питания школьников. Оно же занимается поиском других вариантов взаимозачета - по линии краевой администрации.

И власть учится - деньги находить

Надо отметить, что у местной власти есть программа решения злободневных проблем сельской школы. Как говорит заместитель главы администрации, курирующий районное образование, Сергей Пасмор, сельская школа остается едва ли не единственным культурным и социальным центром в нищающих селах. Кроме трех сельских школ, счастливым образом решивших свои проблемы с нормальным обустройством, администрация района может с полным основанием записать себе в актив открытие 2 комплексов “школа - детский сад” на базе детских садов в райцентре. Каждому видно: маленьких посетителей дошкольных учреждений становится все меньше. Но куда при этом деваться воспитателям? Как сохранить от расхищения опустевшие здания?

- Одновременно с реконструкцией школ решаются достаточно острые финансовые вопросы сельхозтовариществ, - рассказывает Сергей Пасмор. - Взяв под школу контору ТО “Увальное” на баланс района, погасили долг этого товарищества в 400 миллионов рублей перед местным бюджетом. Также по школе в Афанасьевке, организованной в бывшем магазине, где мы зачли более 100 миллионов.

В планах администрации перепрофилирование других убыточных для хозяев объектов под нужды социально-культурной программы. Параллельно взят курс на удешевление стоимости коммунальных услуг на селе. В прошлом году 3 объекта социальной сферы переведены на отопление жидким топливом. Если за предыдущий год, к примеру, Ольховский детский дом израсходовал для отопления 500 тонн угля, то с переходом на автономный источник обогрева потребуется не более 80 тонн.

...Проблем у сельских школ предостаточно. Будь то создание нормальных жилищных условий для учителей, укомплектование штата преподавателей, хронические задержки более чем скромной зарплаты. Учить уму-разуму в провинциальной глубинке - не мед.