Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Жизнь

Теплей человеку в суровом краю оттого, что где-то на свете есть добрая школа его...

"С 1 августа 1959 года я, Помалин Петр Иванович, вступаю в должность директора шкотовской школы-интерната № 8" - с этой записи в книге приказов начинается история школы, единственной в районе подобного профиля. Проработав 3 года как общеобразовательная, 3 сентября 1962 года школа была реорганизована во вспомогательную - назрела необходимость пристроить и обучать ребятишек с отклонениями в умственном развитии.

Шкотовской коррекционной школе-интернату исполняется 40 лет.

С этого же времени коллектив школы возглавил инициативный, молодой педагог Василий Михайлов. Традиция отмечать день рождения школы в конце марта пошла с памятного приказа от 20 февраля 1961 года, в котором отмечалась дата торжества - 19 марта.

40 лет - это много или мало? Для человека, вероятно, в 40 лет еще рано подводить итоги. Для школы же это уже возраст, если представить, сколько за эти годы ребят вышло из ее стен в большую жизнь. Для педагогов, многие из которых трудятся здесь уже около трех десятилетий, - целая эпоха. Судьба родной школы неразрывно связана с их судьбами тонкими, но неразрывными нитями памяти.

Понимаешь, мама, я - Учитель!

С первых дней создания школы до ухода на пенсию работала в интернате Евдокия Ильинична Шацкая. По ее примеру и пришла сюда в феврале 1967 года 18-летняя Тамара Шацкая. Нетрудно представить, как встретили хрупкую девчушку с бантиками ("Я долгое время с бантами ходила", - смеется Тамара Петровна) великовозрастные школьники. В то время были среди учеников школы и 16-, и 18-, и даже 22-летние "детки". Все было: и слезы в подушку, и взаимная настороженность, и недоверие. Однако сила воли и терпение юного воспитателя дали положительные всходы - лед был растоплен, обретена почва под ногами. После заочного обучения в пединституте Тамара Шацкая продолжила работу с больными ребятишками. 22 февраля исполнилось 32 года, как Тамара Петровна Вильке работает во вспомогательной школе.

Своя интересная и трудная история есть у каждого педагога интерната. Коллектив - самая большая ценность шкотовского интерната. Люди здесь работают неслучайные - стаж большинства давно перешагнул 25-летний рубеж. По-другому и быть не может: работать с больными детьми, многие из которых не знают домашнего тепла, заботы и ласки родных, по сути дела заменяя мальчишкам и девчонкам родителей, может не каждый. Здесь нужно не только огромное терпение, профессионализм педагога, психолога. Здесь не обойтись без того потенциала любви и нежности, которым обладает материнское сердце. Именно так, по-матерински тепло, вспоминают педагоги о своих учениках, о годах работы в стенах школы.

Страна эта в сердце всегда...

Корреспонденту "В" рассказывают старейшие работники шкотовской школы-интерната Роза Быканова, Нина Папкова и Тамара Вильке:

"Жизнь в нашей школе хотя и отличается от других, но не стоит на месте. Каждый учитель, воспитатель старается делать все для того, чтобы наши дети не отставали от жизни, умели нормально общаться с окружающими вне школы, учились держаться свободно, раскованно.

Этому с первых дней служила школьная самодеятельность, в которой принимали участие и взрослые, и учащиеся. Мы организовывали концерты, выставки детских работ для жителей Шкотово, выезжали в сельские дома культуры. Часто премией за успешную учебу для наших ребят были поездки на экскурсии во Владивосток, Ботанический сад. К сожалению, с тех пор остались лишь кипа старых фотографий и светлые воспоминания. Нет бензина для школьного автобуса, подаренного Детским фондом. Сегодня мы стараемся проводить больше познавательных и развлекательных мероприятий для школьников, но проходят они в стенах школы. Поддерживали связь с общеобразовательной школой. Одно время старшеклассники средней школы № 1 брали шефство над нашими классами. Это хорошее содружество тоже кануло в Лету.

Мы всегда жили одной дружной семьей. Основной закон в школе: "Работают дети - работает учитель". Физический труд играет очень важную роль в воспитании таких ребят, с какими нам приходится работать. Для них умение трудиться, обрабатывать себя - чуть ли не единственная возможность адаптироваться во взрослой жизни.

Наши ребята с удовольствием работали в пришкольном лагере, выращивали овощи. Помимо воспитательного процесса отсюда вытекала материальная польза - у нас не было проблем с картофелем, капустой, свеклой, морковью. К сожалению, прошли и эти времена. Сегодня руководство школы решает вопрос о выделении для школы земельного участка, чтобы мы могли для себя выращивать овощи. Для нас сейчас очень остро стоит вопрос питания".

Сейчас всем трудно. И все же обездоленным детям вызвались помочь те, кто едва-едва сводит концы с концами (Шкотовский авторемонтный завод, древлеправославная община из Суходола), и наотрез отказались сотрудничать фирмы, которые в силу своей безбедности на слуху у всего района. Воистину - сытый голодного не разумеет. Позволю себе напомнить некоторым господам, что от появления детей с отклонением в развитии, к сожалению, не застрахована ни одна семья. И в общих интересах не дать погибнуть единственному учреждению, в котором больной ребенок может получить образование и адаптироваться к окружающему его миру.

"Из опыта работы знаем, что наши дети чаще всего трудолюбивы и сердобольны, - продолжают педагоги, - они любят ухаживать за животными. В свое время при школе была небольшая свиноферма, конюшня. Лошадь, кстати, долгое время была единственным и незаменимым видом транспорта в интернате. Позже на смену ей пришел автомобиль, появился собственный автобус. Нужно отдать должное бессменному школьному водителю Василию Прокопьевичу Фомичеву, умелыми руками которого эта техника долгое время содержалась в порядке. Его уход на заслуженный отдых совпал с 40-летним юбилеем школы.

Мы всегда старались найти для своих детей настоящее дело. Долгое время школа заключала договоры с совхозом "Шкотовский" на доращивание телят. Под руководством воспитателей Галины Сикора и Александры Фомичевой бригада юных животноводов трудилась не покладая рук. Рано утром, еще до собственного завтрака, ребятня бежала на ферму к своим телятам. Во главе бригады был настоящий ас своего дела - наш ученик Вадик Понаморенко, впоследствии неоднократный призер районных и краевых конкурсов дояров.

А какая у нас была сильная и ловкая команда юных пожарных! Один год в районе среди всех общеобразовательных школ первое место заняли. И сапожник в школе был свой, который латал детскую обувь, так мальчишки к нему всех возрастов сбегались - он их учил сапожному мастерству. Если с одеждой мало-мальски перебиваемся при помощи гуманитарки, то с обувью - беда. Многие дети практически разуты".

Было... К сожалению, это слово очень часто звучало в разговоре. Сегодня шкотовский интернат переживает не лучшие времена. Крохи финансирования не позволяют обновить постельные принадлежности, которые в крайне ветхом состоянии, оборудовать должным образом мастерские, кабинеты, кормить больных детей хотя бы досыта, не говоря уж о разнообразии. Педагоги и воспитатели, работающие с подобным контингентом учащихся, видят зарплату от случая, весьма редкого, к случаю.

И все-таки их любовью, их заботами теплится жизнь в этом богоугодном заведении. В доброте и уюте умственно отсталые ребятишки постигают азы грамоты. И многие из поколений выпускников нашли свою верную дорогу в жизни: окончили училища, нашли работу, обустроили семьи и часто навещают родную школу, дорогих сердцу учителей. Вглядываются учителя в старые фотографии, светлеют их лица: "Это Андрюшка Суменков, таксистом работал, а это Светочка Волковская - хорошая из нее мама и жена получилась, да еще и шить мастерица, а Володя Шаповалов скоро в школу поваром на практику придет!"

И сколько их в памяти учительской - Андрюш, Людмил, Светочек, которые не подвели, оправдали надежды. Ради них, своих учеников, стараются педагоги шкотовской школы-интерната выжить в нелегких рыночных условиях, стараются социально защитить, максимально подготовить к жизни вне школы. Судьба обидела этих детей, общество старательно отворачивается от их проблем. Хватит ли сил и мужества педагогам противостоять натиску возникших проблем? Хочется верить.

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера