Теперь попробуй, обзови сына болваном

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Эх, родители, не знаете вы, какая бомба скоро рванет. Вот когда отвесите сыну очередной подзатыльник, а он вдруг заявит, что этим испытанным на поколениях действием вы нарушили Конвенцию, знайте - это та самая бомба. И “подложила” ее приморская школа прав человека, благодаря которой уже в этом учебном году школяры получат новый учебник - граждановедение.

Приморские школьники будут учиться отстаивать свои права

В начале августа учебник, написанный известными в городе людьми - Татьяной Бушуевой, кандидатом юридических наук, заведующей кафедрой Таможенной академии, и кандидатом исторических наук Анатолием Лимаренко, будет сдан в издательство. Иллюстрировали необыкновенное пособие школьники - ребята из студии художника Симакова. Они же и стали первыми читателями книги. Целую неделю они штудировали науку права и рисовали плакаты: как видят, чувствуют, понимают. Право на жилище: мой дом - моя крепость, и ребенок, вцепившийся в этот дом руками и ногами. Хочу иметь крышу! Представьте себе, юные художники смогли изобразить даже такую деликатную тему, как “свобода от сексуальной эксплуатации”. И ведь как тонко! Это еще один урок для нас, взрослых, способных усложнить и самое простое. Тем более если речь идет о проблемах секса. А секс, между прочим, означает “пол” - всего-навсего!

Кстати, согласно Конвенции ООН о правах ребенка наши недоросли имеют право на личную жизнь, на свободу от посягательства на ее тайну и неприкосновенность! И никто не вправе запретить им, скажем, встречаться с любимыми и друзьями, даже если те не нравятся мамам. Потому что ребенок имеет право на общение, на встречи со сверстниками. А еще дети имеют право на тайну переписки, телефонных разговоров, дневников и - на свободу мысли и высказываний. Так что если вы оборвете дочку, процитировав нетленное - “в твои года не должно сметь свои суждения иметь”, имейте в виду - вы нарушили Конвенцию.

- А не кажется ли вам, что, поднабравшись столь полезных знаний, дети слишком активно и... нахально начнут “качать права”? - спрашиваю одного из авторов учебника Анатолия Лимаренко.

- В том-то и прелесть правового сознания: зная свои права, человек спокойно пользуется ими. Когда воздуха хватает, за него не борются. К тому же права невозможно представить в отрыве от обязанностей. Но и требовать от детей исполнения обязанностей - дело безнадежное, если они не знают своих прав.

Красивая шведская шутка - бог создал землю в форме шара, чтобы каждый человек в любом месте земного шара ощущал себя центром. У скандинавов есть такое чувство, у японцев - есть... Поэтому там люди улыбаются друг другу. У нас же, по исследованиям, самый высокий фон злобности.

- Выходит, изучение прав - это еще воспитание милосердия?

- Прежде всего. Человек узнает себе цену, осознает себя личностью, достойной уважения. А научившись уважать себя, начинаешь уважать и других.

- Даже учителя, который обзывает тебя дебилом? Мне рассказывали, в одной из школ учительница позволяет себе такие выходки... А в другой сеятельница прекрасного, доброго, вечного, неожиданно озлившись, разорвала в клочья тетрадку школьника, вышвырнула из класса его вещи - ну не нравился ей этот маленький второклассник!

- Тут все взаимосвязано - умение любить, прощать и умение защищаться. Кстати, в новом учебнике перечислены, пожалуй, все формы борьбы за свои законные права. Ребенок имеет право обратиться в органы опеки и попечительства - они есть в каждом районе, в суд - если ему исполнилось 12 лет. Тот, кто не дорос, может пожаловаться родственникам или другим взрослым, вызывающим доверие.

Новый учебник дает и такой совершенно замечательный совет: “Создавайте клубы и “могучие кучки” - в них учитесь говорить и находить правду. Объединяйтесь! Но только мирно - без экстремизма и нацистских замашек”. Сегодня, когда детских организаций практически не осталось, не считая “слизанных” у Запада скаутских отрядов - вместо пионерских-комсомольских дружин, этот призыв звучит весьма кстати.

Объединившись, наши дети смогут многое.

- Анатолий Васильевич, а если ребенок не выполняет своих обязанностей, а все о правах твердит?

- Что ж, тогда придется немного ущемить его в правах. Или ограничить в поощрении. Но самое главное - протягивайте ребенку руку, растите вместе с ним, любите его таким, каков он есть.

Нам еще предстоить пройти путь, которым уже прошагали развитые страны. В Америке 12-летняя девочка обратилась в суд - она не хотела жить вместе с родителями. Суд признал за ней это право - девочка перешла жить к одной из родственниц. Америка была потрясена: это что, теперь придется угождать всякому сопляку!? Америка возмущалась и требовала призвать судью к ответу. Но суд решения не изменил. Ребенок имеет право жить с теми, кому больше всего доверяет, кто по-настоящему любит его.

После знакомства с учебником, который авторы рекомендуют изучать вместе с детьми, очень хочется начать новую жизнь - на основе Конвенции о правах ребенка. Товарищи родители, не отвешивайте сыновьям подзатыльники, дорогие учителя, не обзывайте детей идиотами - не нарушайте права ребенка. Иначе придется отвечать - по закону.

Кстати, подобные факты уже есть. Одна владивостокская школа выплатила недавно семье ученика 5 миллионов рублей. Этого мальчика постоянно травили и обижали одноклассники. Однажды все закончилось серьезным конфликтом с битьем и прочими атрибутами детских “разборок”. Родители сочли за лучшее обратиться в суд. Суд признал школу виновной - не помогла, не предотвратила, не научила уважать человеческое достоинство.

Может быть, этому научат уроки граждановедения?