Восток Цемент
Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Жизнь

Смерть в море

До Камчатки оставалось 2 суток хода, когда на судне, принадлежащем частной судоходной компании, по неизвестной причине произошел взрыв, возник пожар. Борясь с огнем, один из рыбаков получил ожог 3-й степени, было поражено 70 процентов кожи. Капитан вышел на связь с медсанчастью рыбаков. Консультировать по радио взялся Анатолий Малышев, профессор, заведующий кафедрой морской медицины Владивостокского медицинского университета. Эфир заполнился напряженным диалогом.

- Какие меры вы уже приняли?

- Мы завернули пострадавшего в одеяло.

- К черту одеяло! Обкладывайте больного влажно-высыхающими салфетками.

- Профессор, а что это такое?

- Срочно введите противошоковые средства - анальгин, морфин.

- На судне нет таких лекарств.

- А что там у вас имеется в аптечке?

- Так у нас вообще аптечки нет.

- Вызывайте на помощь вертолет.

- Он не может к нам пробиться, шторм.

Через несколько часов больной скончался.

Подобные трагедии в море не редкость. Во время рейса от кровотечения умерла женщина, 36-летнему моряку некому было оказать помощь при инфаркте миокарда, причиной смерти рыбака стала травма - разрыв селезенки, инвалидом сошла на берег рыбообработчица - в экстремальной ситуации не получила первую врачебную помощь.

По свидетельству медиков, несчастных случаев на море становится все больше, но все чаще они замалчиваются. Человеческая жизнь, не шибко ценимая на берегу, в море совсем девальвируется.

...В 1983 году, после защиты в Москве докторской диссертации, Анатолию Малышеву предложили создать кафедру морской медицины. К тому времени подобная кафедра активно работала в Одессе, становилась на ноги кафедра морской медицины в Санкт-Петербурге. Во Владивостоке кафедра должна была на себя взять проблему подготовки судовых врачей для Дальневосточного бассейна (Магадан, Камчатка, Сахалин, включая речные пароходства - вплоть до Урала).

Солидная армия врачей, около 700 человек, работала тогда на различных судах. Все они прошли 4-месячные курсы усовершенствования, на которых учились оказывать не просто первую медицинскую, но и квалифицированную врачебную помощь в море. В курс обучения включались судовая эпидемиология, судовая гигиена, клиника, теоретический курс ведения документации.

Преподаватели кафедры побывали на плавбазах, пароходах, обрабатывали и обобщали данные, совершенствуя институт морских врачей. Профессор Малышев вышел с предложением: совместными усилиями морских и рыбацких предприятий построить плавбазу-госпиталь. Курсирование такого уникального медицинского учреждения со специалистами высшей категории на перепутье торговых морских дорог, в районах активного лова могло бы кардинально решать вопросы экстренной помощи.

Но не случилось: перестроечный шторм снес и смял все идеи, благие намерения и проекты. Едва став на ноги, институт судовых врачей начал разрушаться из-за дробления единой когда-то судоходной империи.

- Сегодня у нас около 200 судовладельцев, которые не торопятся включать в судовую роль квалифицированных врачей, - комментирует ситуацию профессор Малышев. - В “Дальневосточном морском пароходстве” вообще речь о врачах не идет. В холдинговой компании “Дальморепродукт” свой судовой отдел, но каких они выпускают в море специалистов, трудно сказать. Практически нет врачей в рыболовецких колхозах. Настоящий сертификат судового врача, который вручается после обучения на кафедре морской медицины, получают единицы.

Правда, с 1 января 1998 года вступает в силу международная конвенция, которая запрещает судовладельцам заход в иностранные порты, если у командного состава - капитана и старшего помощника - отсутствуют сертификаты по медицинской подготовке. “Но это не решит проблему, - говорит Анатолий Федорович. - Даже если капитан будет сертифицированным фельдшером, вряд ли ему удастся достойно применить свои знания в экстремальной ситуации в море”.

К сожалению, единой официальной статистики, касающейся несчастных случаев на море, сегодня не существует. И как заявил один из чиновников, частные судовые компании прикладывают все силы, чтобы скрыть подобные факты.

В конечном счете моряки и рыбаки остаются один на один с непредсказуемой судьбой и безжалостной стихией. И уповать им остается лишь на господа бога. На совесть судовладельцев рассчитывать, увы, не приходится.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера