Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Жизнь

"Русский бунт" на грани срыва

Встреча с кинорежиссером Александром Анатольевичем Прошкиным произошла в тяжелые для него дни. Судьба его новой масштабной исторической постановки “Русский бунт” была не ясной. Снято 60 процентов картины в Санкт-Петербурге, а также и в суровых зимних степях Оренбурга. Осталось доснять натурные съемки, время идет, а государственные деньги так и не поступили в срок - “Русский бунт” оказался “законсервирован” на неопределнное время.

Почему вы решили снимать так далеко от “Мосфильма”? Почему выбрали Оренбург?

- Это естественный выбор. Мы снимали на месте исторических событий. Есть некое суеверное чувство, что здесь мистическую связь времен чувствуешь острее. В оренбургских степях безжалостный шаг цивилизации пощадил огромные просторы. Там какая-то пронзительная печальная красота: вокруг ни столбов, ни окультуренных полей, ни особняков “новых русских”. И наконец, для оренбуржцев пугачевский бунт, быть может, главное событие в истории их земли.

И Пугачев, и Александр Сергеевич, собиравший в этих местах материал, живут в легендах, исторических байках и анекдотах. Здесь, в Оренбурге, мы встретили не только энтузиастов и добровольных помощников, но и поддержку губернатора Оренбургской области.

Кстати, построенная декорация Белогорской крепости станет после съемок неким историческим заповедником. Крепость и сейчас уже является местом паломничества автомобилизированных оренбуржцев. Мы построили старинную деревню на крутой горе над рекой Сакмарой близ поселка Саракташ, в двадцати километрах от родины бывшего премьера В. С. Черномырдина. Он однажды навестил нашу декорацию.

- И видел ваши съемки?

- Нет. Мы снимали в Оренбурге зимой... на летнюю экспедицию не хватило средств...

- Как так? Ведь ваш фильм - государственный заказ?

- Не совсем так. Юбилейный Пушкинский комитет поддержал наш проект и включил в план мероприятий. Финансирование проекта должны были осуществить частная кинокомпания “НТФ-ПРОФИТ” и государство в лице “Роскомкино”. Компания выполнила и перевыполнила все свои финансовые обязательства, государство же, несмотря на все заверения Минфина, предоставило лишь десятую часть положенных по договору средств. Сейчас, в последние дни благодаря активному вмешательству Олега Николаевича Сысуева нам пообещали выделить два миллиона рублей... На эти деньги мы лишь сможем выехать в экспедицию...

- А на какие деньги снимать?

- Пока не знаю. Ждем чуда!

- То, что в нынешних условиях продолжаются съемки фильмов, да еще исторических, само по себе чудо. Расскажите подробнее о своем фильме.

- Мы снимаем фильм под условным названием “Русский бунт” по произведениям А. С. Пушкина “Капитанская дочка” и “История Пугачева”. Если говорить о бунте - он у любого народа беспощадный. И у немцев, и у французов, и у англичан. Жестокий и беспощадный. А вот насчет бессмысленности - тут мы держим пальму первенства. Сейчас мы находимся в ситуации, когда контуры нового бунта уже вырисовываются. Нас словно приручают к мысли - бунт так бунт, мол, дело естественное... Но на самом деле, не дай бог, увидеть русский бунт! Причина пугачевского бунта - в аморальности власти. Переворот, совершенный Екатериной, убийство мужа... невиданное казнокрадство и неправый суд, разгул русского чиновничества... сотни тысяч розданных крестьян тем, кто помогал взойти на престол. Все это определенным образом отозвалось в народе. Ничто не проходит бесследно. Создалась некая атмосфера, наэлектризованная ожиданием бунта. Нужен лишь был некто, кто был в состоянии взорвать скопившуюся энергию.

- Поднять народ?

- Не столько поднять, сколько использовать это настроение. Тут нужен не столько вождь-артист. Человек с магнетическим влиянием на массы...

- Без политической расчетливости?

- В данном случае это не так важно. Важно использовать инстинкт разрушения. Инстинкт все смести, все отнять, все уничтожить, разломать...

- И на обломках стать императором-самозванцем?

- Понятие самозванца - чисто наше, национальное явление. В европейской истории аналогов нет. Здесь нужен особый, и тут я перехожу на язык своей профессии, дар. Самозванец - это мистификатор. Человек, который проживает чужие жизни, играет чужие роли, но главная из них - роль императора. И чтобы ее сыграть, пришлось уничтожить сотни дворянских семей со всеми детьми и всей челядью. Пустить море крови, разрушить хозяйство практически в половине России, уничтожить целое поколение работников уральских заводов и отбросить страну на 10-15 лет назад. В чем ужас гражданской войны? В том, что в ней никогда не бывает победителей, а проигрывает нация. Она из этих испытаний выходит обескровленной, генетический фонд скудеет, нация вырождается.

- Такого рода испытания приучают, что кровопролитие есть норма?

- И та, и другая сторона проявляли невиданную жестокость. Жестокость пугачевской армии - бесовство, беспрестанные пытки, виселицы. Но и власть с беспощадной жестокостью обошлась не только с Пугачевым, но и с совершенно невинными людьми. Утром приходил Пугачев и заставлял присягать ему как Петру Третьему, приходили правительственные войска - и снова присяга. Уже Екатерине. А вешали и те, и другие.

- О Пугачеве вы рассказываете как о фигуре очень страшной. Владимира Машкова мы знаем как актера страстного и привлекательного. Не случится ли здесь подмены в восприятии...

- Само зло в достаточной степени привлекательно. Тогда не было газет и журналов, кино, телевидения, театра... Огромной сценой была сама жизнь, где Пугачев устраивал замечательные спектакли, которых жаждала толпа. Спектакли, в которых под аплодисменты вешали, под аплодисменты миловали. В этом кровавом театре все было в достаточной степени рассчитано. С Владимиром Машковым, исполнителем главной роли, мне кажется, у нас нет расхождений. Володя прежде всего актер характерный. Чем острее рисунок роли, чем парадоксальней трактовка, тем благодарнее отзывается его актерский организм. И если фильм так и не будет закончен, мы, зрители, потеряем, быть может, самую машковскую роль.

- Но в “Капитанской дочке” есть и странные взаимоотношения Пугачева с Гриневым. Это тоже театр?

- Их взаимоотношения - одна из величайших загадок в русской литературе. Почему, в сущности, этот монстр, жестокий человек так благоволит к мальчику? У меня есть версия, которая расходится с литературоведами, пушкинистами. Во всяком случае, с Цветаевой. Она ведь боготворила Пугачева и презирала мальчика Гринева. Для меня Пугачев все-таки определенный актерский темперамент, где чувственное начало превалирует над разумом. Он никогда не смог забыть, что молоденький офицер отдал ему, замерзшему голодранцу, шубу. Поступок Гринева произвел на него сильное впечатление.

- Редко встречая в жизни соучастие к себе, он не захотел, чтобы столь естественные отношения изменились?

- История Гринева - история появления в России настоящего рыцарства, настоящего благородства. XVIII век - это еще разбойный век с весьма сомнительными представлениями о чести. И лишь с поколением Гринева мы идем к декабристам, к тем мальчикам, которые шли погибать в добровольческих гарнизонах в начале нашего века.

- Кто играет Гринева?

- Существует традиция. Роль Пугачева - для народного артиста, Гринева играл заслуженный. Хотя у Александра Сергеевича написано, что Пугачеву 30 лет, а Гриневу - 16, мы искали Гринева и Машу в этом возрасте. Нашли в Польше.

У нас снимается совершенно замечательный мальчик - Матеуш Доменский. На наших актерах костюм все-таки надет, а у него все естественно. Сразу сел на коня, сразу взял шпагу... Он из потомственной дворянской семьи.

Машу играет, как у Александра Сергеевича написано, 17-летняя Каролина Грушка. Тоже из Польши.

- Польские дети легко вошли в стилистику Пушкина, эпоху Пушкина?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я должен объяснить, почему мы выбрали польских детей. Дело в том, что Польша, пройдя все испытания, которые проходили и мы, нас опередила. Она уже проскочила этап нэпманской эйфории, переболела заразой буржуазного образа жизни... Что касается польской молодежи, я имею в виду интеллигенцию, молодых актеров, студентов, в отличие от их сверстников в России их больше не вдохновляют “жвачка” и культ насилия. Их герои не гангстеры, киллеры и банкиры. Их больше и больше волнуют живительное слово классики и вечные вопросы человеческого бытия. И еще немаловажный аспект - лица наших польских артистов ближе к стереотипу не сегодняшнему, а тому, что остался в знаменитых портретах Рокотова и Тропинина.

- Если для главных героев вы нашли столь оригинальные трактовки, то наверняка и другие персонажи станут не менее интересными открытиями?

- Мы попытались воскресить типы русских лиц XVIII века. Уйти от сегодняшнего стереотипа. Например, капитана Миронова, отца Маши, всегда играли очень пожилые актеры, милые и благодушные. Конечно, у Александра Сергеевича есть биография, но если вычислить возраст, то капитану Миронову немногим за 40. Поэтому его у нас играет мощный, красивый актер Юрий Беляев, замечательный артист. Миронов в его исполнении успел повоевать, и за доблесть, за храбрость был дарован ему хлебный пост - капитан крепости. Маму Маши играет Наталья Егорова - полнокровная русская красавица, настоящая первая дама крепости.

Довольно своеобразные взаимоотношения между Гриневым и Швабриным. И тут не надо забывать, что “Капитанская дочка” - это начало русской прозы. Швабрин - персонаж, из которого выросли герои Достоевского.

Швабрина играет Сергей Маковецкий. Актер, удивительно тонко чувствующий персонаж и время.

- А кто играет мой любимый персонаж из “Капитанской дочки”? Трогательного и преданного, смешного и смекалистого...

- ...Савельича? Прежде чем ответить, я хочу спросить - почему из поколения в поколение русская элита - дворянство могло совершенствоваться? Потому что воспитывали их, вводили их в жизнь Савельичи. Этот персонаж в исполнении Владимира Ильина вовсе не угнетенный крепостной... Единственным содержанием его жизни является любовь к молодому барину. И ради него он пожертвовал своей жизнью, ради него и умереть готов в любую секунду. Впрочем, и после съемок Володя Ильин трогательно опекает своего юного партнера Матеуша Доменского. В эпизодах и массовых сценах снимаются подлинные яицкие казаки - жители окрестных сел. Наши казаки к съемкам отрастили себе бороды. Съемок все нет, и пишут нам на “Мосфильм” станичники - что с бородами? Неужто сбривать? Милые, чудные наши помощники приезжают на съемки на своих конях... И ждут съемок ради удовольствия, хотя и деньги им нелишние.

Больно смотреть на нищую оренбургскую деревню, и многое, очень многое в пушкинском тексте перестает быть просто литературой. Люди подчас полны отчаяния... Чиркни какой-нибудь Пугачев спичкой, и бог ведает, что из этого выйдет... Кто такие атаманы Кудеяр, Разин, Пугачев? Бандиты. Я против романтизации бунта и надеюсь, что в фильме эта тема будет ясно и четко прочитываться.

- А как Пушкинский комитет отнесся к тому, что двух пушкинских героев будут играть поляки?

- Что касается комитета, мне сие неведомо...

Понимаете, власти глубоко наплевать на то, что вся огромная страна не в состоянии породить к юбилею Пушкина одну- единственную, в общем-то не-дорогую, картину. Те деньги, которые нам выделило государство, ей-богу, они смешные даже по стоимости среднеевропейской картины. Но и их мы не можем получить.

- А ведь ЮНЕСКО объявило следующий год Пушкинским. Празднование 200-летия Александра Сергеевича пройдет по всему миру...

- Я думаю, что Африка отметит юбилей достойнее, чем Россия. Они уже объявили свои права на Пушкина.

- Это все печально, но сейчас никто не слышит призывов думать о вечности. И даже увековечить себя в титрах столь значимого фильма нет желающих...

- Тотальное увлечение игрой в политику может в любой момент сойти с резьбы и обернуться русским бунтом. Уж кого-кого, а кандидатов в Пугачевы у нас предостаточно...

Закончит ли картину режиссер Александр Прошкин к моменту выхода интервью - вопрос остается открытым. Известно лишь одно - уже снят фильм по “Евгению Онегину”. В Англии.

За державу обидно, господа!

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера