Разбазарили олимпийское наследство

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Ровно 10 лет назад, в августе 1988 года, в Сеуле прошли Олимпийские игры. Во многих отношениях это было историческое событие. Первая Олимпиада на Азиатском континенте, последнее выступление сборной СССР...

Неюбилейные размышления по поводу юбилея

Для нас, приморцев, Олимпиада памятна вдвойне. Впервые в истории отечественного спорта по решению Национального олимпийского комитета Приморье и прежде всего Владивосток стали главным центром предолимпийской подготовки сборной страны. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. В необыкновенно сжатые сроки были построены первоклассные арены и созданы все условия для тренировок. Отлично подготовившись и акклиматизировавшись, советские олимпийцы с блеском доказали свое превосходство над остальным спортивным миром...

Как же в нашем крае в дальнейшем воспользовались нежданно-негаданно свалившимся на нас роскошным олимпийским подарком?

До 88-го года спортивная база была достаточно скромной. А тут что ни сооружение, то по высшему разряду. Дворец "Олимпиец" с 50-метровым плавательным бассейном, яхт-клуб Тихоокеанского флота - хоть чемпионат мира проводи, гребная база в поселке Лозовом. Капитально обновился и заметно расширился комплекс "Динамо", в котором помимо реконструированного стадиона появились специализированный зал борьбы, манеж и легкоатлетическая дорожка международного уровня. В общем, о таких аренах до Сеула и мечтать не могли.

Как радовались приморские спортсмены, получившие в свое распоряжение это поистине сказочное богатство! Вот уж теперь, казалось, появятся и рекорды, и медали. Но грянули российские реформы, которые, естественно, задели и спортивную сферу.

Сначала сеульские новостройки скромно, без помпы сдавали в аренду - для улучшения самоокупаемости. Затем предпринялись попытки их приватизировать. Некоторые частично сменили профиль. Во дворце спорта "Спартак", например, под кегельбан переделали зал, из которого в свое время приморский баскетбол шагнул в высшую лигу. Иные лишились профиля полностью. Спидвейный стадион "Авангард" стал автоплощадкой, шахматный клуб имени Зайцева превратился в крытые торговые ряды. Рынок начал править бал даже на тех объектах, которые как будто не собирались "продаваться".

Как-то сборной края по бадминтону потребовалось потренироваться в специализированном зале "Восход". Пожалуйста, сказали им, занимайтесь на здоровье. Но после окончания тренировок выкатили такой счет, что спортсмены схватились за голову: члены сборной России, отстаиваем интересы государства, а должны оплачивать тренировки по коммерческим расценкам?..

Очень показательный эпизод, но, увы, далеко не единичный. Правда, в последнее время как будто наметились подвижки исправить "огрехи" великого спортивного акционирования. Ситуация с тем же "Восходом" недавно стала предметом жарких дебатов в комитете по социальной политике краевой думы. Удалось "отработать" назад и приватизацию "Олимпийца", теперь на его базе действует госучилище олимпийского резерва. Но сможет ли лучший на Дальнем Востоке спортивный комплекс заработать на полную мощность - большой вопрос.

В 70-е и 80-е годы спортивные чиновники оправдывали слабое представительство приморцев на мировых чемпионатах и Олимпийских играх отсутствием необходимых условий, проще говоря, залов и бассейнов. После Сеула такой аргумент потерял свою привлекательность. Но намного ли мы продвинулись?

Взять уже упоминавшийся бассейн "Олимпийца" с 50-метровой дорожкой (еще один имеется в ТОВВМУ). На Дальнем Востоке лишь в Хабаровске есть такой бассейн. При таком соотношении приморские пловцы должны доминировать в регионе, а получилось наоборот. Сразу и не вспомнишь, когда в последнее время у нас был мастер по этому виду.

Когда-то тренер по самбо Анатолий Полукаров в скромном динамовском зале воспитал неоднократного чемпиона мира Нурислама Халиулина, а его коллега Виктор Сорванов в аналогичных условиях ДВПИ подготовил целое созвездие атлетов мирового класса. У нынешних наставников по сравнению с предшественниками просто хоромы, но их подопечные даже до финалов России не добираются.

У боксеров тоже грех на что жаловаться - один "Олимпиец" чего стоит, но что-то не слышно громких побед, а самые перспективные ребята уезжают в другие края. Мы уже лишились Даниила Прилепко и Алексея Шайдулина, которые, сменив прописку, стали чемпионами Европы: один - в Белоруссии, другой - в Калининградской области.

По большому счету, из новых объектов олимпийского назначения только база в Лозовом "окупает" себя в плане подготовки спортсменов высокого класса - гребцы с тех пор регулярно участвуют в самых престижных международных соревнованиях.

Спортивные специалисты, читая эти строки, могут заметить: базы появились, а финансирование упало. И сошлются на соседний Хабаровский край, где за последние годы сумели добиться просто удивительных результатов. Чего стоит, например, явление двух армейских команд в высших хоккейных лигах. Особенно на фоне Приморья: наш край за последние годы лишился присутствия в высших эшелонах команд по баскетболу, футболу и бейсболу.

Кивок в сторону соседей не случаен. Приведу только одну цифру. В прошлом году бюджетная спортивная строка в Приморье профинансирована всего на 14,5 процента, у хабаровчан - на 161 процент! Таковы финансовые контрасты.

Хочу обратить внимание читателей, а возможно, и потенциальных оппонентов на такие факты. За последние 10 лет у нас сменились 5 первых руководителей краевого спорткомитета, в Хабаровском крае этого не было ни разу. Все важнейшие решения по вопросам финансирования спортивной индустрии там принимаются в законодательном порядке краевой думой и затем неукоснительно исполняются, у нас о подобном приходится лишь мечтать.

Еще один момент. У соседей вся полнота спортивной власти - в руках краевого комитета, у нас кто только не рвется к "рычагам". Помимо краевого ведомства имеются еще 2 структуры, претендующие на власть: олимпийское представительство (в скобках замечу, что ничего подобного в России больше не создано - даже в самых "олимпийских" городах страны: Волгограде, Краснодаре, Екатеринбурге). Продолжает действовать и краевой координационный комитет по физкультуре и спорту, хотя такая структура несколько лет назад Москвой была признана нецелесообразной. В 88 субъектах федерации самочинные комитеты были распущены, в 89-м - нет. К этому остается добавить, что в краевом центре, где сосредоточено 90 процентов всего спортивного потенциала Приморья, 2 года назад упразднили городской спортивный комитет, - тоже, между прочим, единственный пример на всю Россию...

Не в этой ли организационно-структурной чересполосице, а проще говоря, неразберихе и следует искать причины изъянов в использовании олимпийского наследия?