Путь к храму

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Вокруг нас белили, протирали, начищали, украшали: - Готовимся к празднику. Знаете, хочется, чтобы все здесь сияло. Ведь наступает самый любимый праздник, особенный, долгожданный. Пасхальные дни такие веселые, такие шумные, такие радостные!

Вот уж никак не ожидали корреспонденты "В" услышать такие слова - веселые, шумные! - тут, в монастыре, в Марфо-Мариинской обители, от ее настоятельницы матери Марии. А впрочем, почему? Наверное, и монахиням, как говорится, ничто человеческое не чуждо.

- Вы к нам заглянули в прекрасное время, - считает матушка. - Весна, уже и птички поют, и подряд проходят почитаемые в народе Вербное воскресенье, когда православные отмечают Вход Господен в Иерусалим, затем Страстная седмица - на этой неделе у нас каждый день в храме торжественные службы - и, наконец, светлое Христово Воскресенье. На Пасху всегда сюда столько людей приходит! Поздравляют, приносят куличи, крашеные яйца, мы все это собираем и отвозим детям. А нынче у нас есть и еще один повод для радости: в обители три новых инокини. Как положено, великим постом, 25 марта владыка совершил постриг, и эту Пасху встречают уже не просто послушницы, а матери Галина, Серафима и Христина.

...Девушка сидит за прилавком, а покупателей пока нет, и она читает раскрытую на столике книгу, не обращая внимания на царящую кругом суету генеральной уборки. Дойдя до определенных мест в книге, она встает для глубоких поклонов. Потому что читает эта хорошенькая девушка не любовный роман, а псалтирь и торгует не галантереей, а христианской литературой, иконками, свечками. Это и есть мать Христина. Матерью в общепринятом смысле слова ей уже стать не суждено.

Черное монашеское платье призвано скрывать очертания легкой девичьей фигурки, "форменный" головной убор окутывает голову и шею, а в мрачном этом обрамлении - совсем юное, милое личико! Ей бы, что называется, в вихре вальса кружиться, а она постриглась в монахини.

Что должно было случиться в этой едва начавшейся судьбе, чтобы девушка решила уйти в монастырь? И почему здешние сестры, кто постарше, не отговорили ее? Сами-то в свое время пожили в миру, иные и замужем побывали, и детей вырастили, а Христина еще жизни не видела. И не увидит теперь.

- Сегодня у меня послушание - торговать в церковной лавке и читать псалтирь, - рассказывает она. - Прихожане обращаются в храм с просьбами помолиться, к примеру, за здравие или отмолить грехи. А завтра я, возможно, буду работать на кухне, если получу это послушание.

Так в обители именуют ежедневные задания, что поутру дает настоятельница. Кстати, режим здесь достаточно суров: подъем в половине шестого, в шесть часов - общая молитва, так называемое сестринское правило, затем завтрак, послушание до обеда, после него снова послушание, в семь вечера ужин, опять сестринское правило, а под конец дня каждая молится индивидуально (это келейное правило), и за полчаса до полуночи насельницы укладываются спать.

Сейчас, в канун Пасхи, им не хватает келий и мест в трапезной - народу прибавилось. К инокиням и послушницам (которые живут здесь постоянно, но еще могут и не принять постриг, то есть не стать монахинями) на время присоединились несколько женщин, пожелавших тут помолиться и поработать, помочь сестрам в подготовке к празднику. Например, Евгения Мишина приехала из Кавалерово:

- Для меня это как бы паломничество. Работа на монастырь - себе во благо, за это многие грехи прощаются. А вообще-то по жизни я безработная уже давно. Раньше была штукатуром-маляром. Теперь в основном на алименты живем от моего второго мужа, да вот что-то владивостокское предприятие “Гранит” их задерживает, может, вы похлопочете, чтобы выплатили? Дома у меня две дочки остались. Младшей 9 лет, она девочка хорошая, мы молимся вместе, а вот со старшей не все благополучно.

И Евгения, накрутив на швабру чистую тряпку, полезла обметать притолоку в трапезной, а заодно сняла сверху одну из икон - попросила мать Херувима. Такое имя дал ей после пострига владыка Вениамин.

- У нас уже была мать Ангелина, потом появилась Херувима, а теперь и Серафима, - довольна настоятельница. - Это же все в честь ангелов - посредников между богом и людьми.

К слову, сестра Херувима, в отличие от других, не слишком-то улыбчивых, выглядит по-настоящему счастливой. У нее здесь, в монастыре, своя мастерская, где эта безусловно одаренная женщина подновляет иконы, пишет копии с лучших, украшает оклады, и сразу видно, что все это приносит ей поистине творческое удовлетворение.

Другие, похоже, находят себя в благотворительности. Хотя Марфо-Мариинская обитель отнюдь не роскошествует и сама живет по сути на пожертвования, большую часть их насельницы передают для “отказных” ребятишек во владивостокскую детскую больницу № 2 и для пациентов краевой детской противотуберкулезной больницы, где нередко бывают.

Не хотела матушка Мария показывать журналистам “В”, а особенно фотокорреспонденту мужского пола кельи, то бишь жилые комнаты на втором этаже этого старого храма на Седанке, но не удержалась и поспешила впереди нас по лестнице:

- Глядите, сколько! - посреди комнаты была сложена добрая сотня упаковок памперсов. - Это одна фирма выделила от щедрот своих, а мы завтра отвезем для больных малышей.

Ну а мы, полюбовавшись памперсами, тем временем и келью рассмотрели, и в соседнюю взор кинули: обстановка спартанская. Железная кровать застлана старомодным пикейным покрывальцем, соседняя - солдатским полушерстяным одеялом. Никаких торшеров, горок с красивой посудой, безделушек, что создают уют в комнатах домашних.

- Не об уюте и удовольствиях надо думать, а о спасении души, проводя время в трудах и молитвах, - убеждена юная сестра Христина. - Мне, допустим, совсем не хочется подводить глаза - зачем? - или делать маникюр, красить ногти: обстригла их ножницами, и хорошо.

Не щадя своих ногтей, другие насельницы и добровольные их помощницы-прихожанки в эти минуты отскребали копоть и начищали до блеска церковную утварь. В коридоре красила стены бригада маляров. А мать-настоятельница, приглядывая за всей этой праздничной сутолокой, то и дело давая новые поручения приходящим подсобить, делилась с корреспондентами “В” своими заветными планами:

- Мечтаю построить приют для девочек-сирот. Увы, у нас тесно, хотя само здание чудесное: это памятник истории и архитектуры, первый здешний епископ тут жил. Здание намоленное, с особенной, возвышенной атмосферой. Но для приюта нужно строить отдельное. Владыка это начинание благословил, и проект уже есть, только средств нету. Может, после вашего репортажа откликнутся богатые фирмы, предприятия? Пожертвования монастырям - дело святое, такая лепта любому зачтется перед Господом. Я верю, что все-таки будет у нас христианский приют для девочек. Но это, конечно, в будущем, а пока главные наши устремления - к Пасхе: устроить все так, чтобы праздник получился действительно ликующим и надолго запомнился.

Нет сомнений, что усилиями матушки Марии получится по-задуманному: нарядно, торжественно, душевно. Ида Александровна всегда была талантливым, прямо-таки прирожденным организатором праздников. Да-да, мы знакомы с тех давних пор, когда 20 лет назад после университета мне довелось работать в редакции “Дальневосточного моряка”, а директор музея морского флота Ида Пономарева, впоследствии, в 1993 году ставшая матерью Марией, была активным автором газеты, приносила мне заметки, составляла очень толковый календарь памятных дат и событий и всегда приглашала журналистов на многочисленные мероприятия, которые проводила то под эгидой партийного комитета пароходства (она была членом парткома), то у себя в музее.

Боже, какие веселые ветеранские “огоньки” устраивала она на старый Новый год! Старые моряки любили Иду Александровну и охотно участвовали в любых затеях по ее сценариям: и “яблочко” на приз плясали, и в лотерее-аллегри с завязанными глазами щелкали ножницами, пытаясь срезать с веревочки флакон одеколона, и пели хором “Прощайте, скалистые горы”. Даже Снегурочкой взаправду очаровательной бывала Ида Александровна, а ее сын Женя - сначала перво-, затем второклассник и так далее - выступал в роли наступившего Нового года и был удивительно симпатичен в яркой шапочке с наклеенными мамой блестящими цифрами: “1979”, потом “1980”...

Ушла та жизнь. Без сожалений? Как знать... А недюжинные организаторские способности явно пригодились матушке Марии в ее нынешней ипостаси. Поэтому на Пасху и мы, пожалуй, придем сюда, на Седанку, в Марфо-Мариинскую обитель, чтобы тоже проникнуться ощущением праздника, который, безусловно будет здесь замечательным!