Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Жизнь

Пусть всем засветит!

Многие убеждены, что маяки нынче работают автоматически и специалисты лишь изредка навещают их с проверкой. Конечно, и такие есть. Однако маяк Токаревский остается традиционным. Здесь без знающего человека не обойтись. Вот уже много лет начальствует на Токаревском Василий ИЛЬЧЕНКО, а маяк для него стал и другом, и кормильцем, и просто образом жизни

- До 75-го года я работал в ГС ТОФ, а прописан был у родителей - жилищный вопрос у нас достаточно сложен. Когда отец уходил на пенсию, появилась возможность получить квартиру, но для этого нужно было идти работать на маяк. Я эту жизнь знал с детства, поэтому и попросил у командования разрешения заменить родителей, которые отдали маякам не одно десятилетие. Мой отец с Украины. Когда в 30-е годы во время жуткого голода проводилась вербовка на Дальний Восток, ему удалось подделать необходимые справки и отправиться в здешние края. Он строил железную дорогу, служил в армии, работал в гидрографии, а затем обосновался с мамой на маяке. Подошло время уходить на пенсию - их заменили мы с женой.

- Где ж вы нашли такую героическую женщину, которая согласилась жить в почти изолированных условиях?

- Мы с Валентиной познакомились на плавзаводе “Константин Суханов”. Я год как пришел из армии, а она, бывшая крановщица тракторного завода, приехала по вербовке из Сибири. Я никогда не считал подвигом нашу жизнь. Ведь мое знакомство с маяком началось чуть ли не с рождения. До того, как родители поселились на Токаревском, отец работал на острове Аскольд. Конечно, как любой мальчишка, я мечтал стать космонавтом или летчиком-испытателем, но, видно, сама судьба связала меня с маяком. И вся моя жизнь уже многие годы расписана по минутам. К изолированной, как вы сказали, жизни мы давно привыкли. А сейчас, по-моему, такое время, что чем дальше от людей, тем лучше. И вообще, маячная служба - это не профессия, это образ жизни.

- Но как-то все же ваша должность называется.

- Официально: инженерно-технический работник, или техник маяка.

- Да, смотритель маяка звучит романтичнее... А какими качествами характера нужно обладать для такой работы?

- Самое главное - адское терпение и способность не раздражаться по мелочам. Постоянно тебя окружают одни и те же люди, для “широкой души” это может быть в тягость. Маяк - сложная система именно в моральном плане, люди иногда полгода-год поработают и начинают друг на друга с топорами бросаться. Это на материке легче, всегда есть возможность пойти к друзьям, развеяться. Для меня же это удовольствие: ни тебе приказчиков, ни надоедливых посетителей.

- Праздники-то хоть любите? С широким застольем, с друзьями...

- Седьмое ноября, Первое мая, но, пожалуй, самый любимый Новый год. По молодости собирались компанией - 3-4 семьи, хорошо веселились. Сейчас дети выросли, друзья постарели, потяжелели, встречаемся реже.

- Седьмое ноября все-таки праздник?

- А нас так воспитали. Я родился и вырос под красным флагом, он для меня священен. Социалистическую и коммунистическую идею опошлили позже. Мне кажется, что нынешнее положение долго не продлится. Смотрите - полстраны стоит с протянутой рукой, а 2-3 процента жируют. При этом то, чем занимаются власть предержащие, ни экономикой, ни политикой назвать нельзя. Все надо менять кардинально.

- Вы знаете, что надо делать?

- Если б знал, давно бы куда-нибудь баллотировался.

- Тогда расскажите о любимом деле. Что такое маяк?

- Наш - предназначен для обеспечения безопасности мореплавания при переходе из пролива Босфор Восточный в Амурский залив, это так называемый навигационный ориентир. В дневное время - башня, ночью - мигающий огонь, в туман - звуковой сигнал. Раньше в колокол били, сейчас бы современные системы звукового оповещения работали, коль кабель бы не обрубили. Нынче маяк опустился до уровня 10-го года, времени его постройки. Хорошо хоть капитальный ремонт требуется раз в 100 лет.

- Каким образом кабель-то обрубили?

- Неумышленно, конечно. Его и раньше пару-тройку раз обрывали проезжающие машины. Чтобы восстановить, нужны деньги, которых постоянно нет. Да что об этом говорить, просто обидно, что так теперь к людям относятся.

- Денег теперь даже на зарплату многим не хватает...

- Да, крутиться приходится. У нас небольшой огород есть - картофель, кое-какие овощи выращиваем, на зиму хватает. За домом смородина да вишня растет. Дети еще иногда помогают, так что от голода не умираем.

- Дети часто навещают?

- Частенько. Внуки иногда каждую неделю на выходные наведываются. У меня две дочери. Сначала сына хотел, но потом понял, что с девочками мороки меньше - выросли, замуж выдал, и нет проблем. А у знакомых с пацанами одни хлопоты.

- Сейчас, когда дети выросли, свободного времени больше стало. Чем занимаетесь?

- Времени, конечно, хватает, ведь рабочий день самостоятельно планируешь. Здесь что ни делаешь - все хобби. Пилю, строгаю, по хозяйству управляюсь. Раньше радиотехникой увлекался, автомобилем. Он у меня аж с 73-го года. Если уж честно, люблю днем и соснуть. Я по натуре сова, могу всю ночь не ложиться, да и работа в основном у меня ночная.

- Радиотехникой, наверное, еще в юности увлеклись?

- В школе. Сначала собрал детекторный приемник, классе в шестом, потом ламповый. Несколько лет выписывал различные журналы, тогда это всем доступно было. Благодаря им собрал выпрямитель, усилитель, зарядное устройство для своих нужд. Но постепенно отошел от этого дела - схемы стали сложнее, техника начала не то что огромными шагами вперед идти, а просто на глазах прыгать.

- Вы чего-нибудь еще ждете от жизни?

- Не сочтите законченным пессимистом, но ничего хорошего. С каждым днем жизнь становится сложнее. Коммунизм обернулся утопией, капитализм в моем возрасте строить поздно, да и воспитание не то. Хотя маленькие удовольствия продолжают радовать - в баньку сходить, попариться, в кругу друзей посидеть. Тогда все печали вроде как рукой снимает.

- А отпуск вы где проводите?

- Здесь же, на маяке. Никакими путевками никогда не пользовался, один раз, правда, в больницу попал, но ненадолго. Ну а в нынешних условиях об отпуске уже меньше всего думаешь.

- Новый год как обычно встречаете?

- Собираемся у нас всей семьей. Раньше елку большую ставили, теперь дети лапы еловые привозят. Мы их по всему дому развешиваем, запах великолепный!

- Пожелаете что-нибудь землякам в новом году?

- Морякам - семь футов под килем, это обязательно. И еще - чтоб с морем никогда не расставались. А всем владивостокцам желаю не терять веру в будущее. Пусть радость жизни будет не только в горячей воде и теплых батареях. Никогда не надо отчаиваться. Желаю всем счастья и радости. Пусть всем повезет!

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера