Проста грамматика любви

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Вряд ли их встречу на офицерском балу в гарнизонном доме офицеров заполярного Североморска можно назвать случайной. Ольга выросла в семье военных, военными были ее отец и дед, работала она тогда медсестрой в госпитале. Петр - молодой курсант - проходил стажировку на одном из кораблей Северного флота перед выпуском из училища. Два танца всего и станцевал с красивой стройной девушкой и потерял покой... Роман их развивался стремительно и несколько месяцев продолжался в письмах. Эти удивительные письма недавно по обоюдному согласию были преданы огню...

Получив назначение в Североморск, молодой лейтенант Петр Ильченко кроме "красного" диплома и предписания предъявил командиру эсминца "Бывалый" и рапорт, где просил 3 дня на свадьбу. Их семейная жизнь началась под крылом у родителей и поэтому не знала особых проблем. В этом же году в Североморске формировали экипаж для авианесущего крейсера "Минск", который строился на николаевской судоверфи. "Минск" был первым кораблем в цепи их дальнейших разлук.

В 1979 году Петр Ильченко в составе первого экипажа участвовал в переходе крейсера на Тихоокеанский флот. Переход длился 4 долгих месяца, и во время стоянки на якоре возле Мозамбика получил лейтенант радостную весть - родилась дочь Анюта. А увидел дочурку впервые, когда той уже исполнилось 7 месяцев.

Первый после перехода отпуск поставил семью перед выбором: остаться в Североморске или ехать на Дальний Восток? Выбрали следующую "новостройку" - ТАКР "Новороссийск", который должен был базироваться в Североморске. Но и этому кораблю суждено было в феврале 1984 года войти в залив Стрелок. Все эти годы Петр Ильченко вел дневник, в котором аккуратно и довольно подробно записывал историю своей флотской службы. Два корабля - "Минск" и "Новороссийск", печально знаменитые теперь своей трагической судьбой, стали главными в судьбе офицера - он прослужил на них больше 15 лет.

"Вся наша молодость, - с грустью говорит Ольга, - связана с кораблями, ради них нам пришлось пережить столько разлук, а в результате корабли оказались не нужными государству..."

"В ноябре 1992 года "Минск" отбуксировали первоначально на консервацию в бухту Постовую, в район Совгавани, - вспоминает П. Ильченко, - летом следующего года мы провели здесь отпуск всей семьей. Как эти места напомнили нам далекий Североморск! Тогда еще судьба "Минска" не была предрешена. Корабли этого класса строил и собирал весь Советский Союз, тысячи и тысячи предприятий создавали его узлы и механизмы.

На судостроительном заводе в Николаеве были огромные залежи различной аппаратуры. Но к моменту, когда "Минск" готовили к ремонту, Союз распался, и уже не приходилось говорить о том, что Россия справится в одиночку с ремонтом и дальнейшим обслуживанием такой сложной техники. В октябре 1993 года в бухту Постовую отбуксировали и "Новороссийск", на котором я прослужил 12 лет...

Много тогда ходило слухов о том, как готовили корабли к утилизации. Скажу одно, все было сделано так, как положено. Перед продажей на лом за границу все оборудование на кораблях было демонтировано. Все, что можно было сохранить, сняли, и до сих пор многие наши эсминцы пользуются агрегатами и механизмами этих кораблей. Обидно, что поначалу мы готовили их к консервации, а потом своими же руками вынуждены были загубить...

Если бы крейсеры остались здесь, в базе флота, они, без сомнения, повторили бы не менее горькую судьбу "Лазарева" и "Урала". Но в нашей базе нет мест для стоянок таких больших кораблей, иначе при утилизации на месте можно было бы часть оборудования перенести на тот же крейсер "Лазарев". Совсем недавно узнал, что мой первый корабль - эсминец "Бывалый" выведен из состава Северного флота в 1986 году, прослужил он 35 лет. Выходит, поспешили родиться "Минск" и "Новороссийск". Ясно одно, такие корабли мы начнем строить не скоро..."

В Фокино семья Ильченко с 1984 года. Поначалу жили в маленькой однокомнатной квартире, но вскоре получили 2-комнатную. Это тоже было приметой тех давних лет - город стремительно рос, дома целиком сдавались для экипажей кораблей.

Здесь, в Фокино, Ольге пришлось распрощаться с мечтой о работе. Дочь росла болезненной и требовала много внимания. Глава семьи успешно продвигался по служебной лестнице, служил командиром дивизиона движения и по нескольку суток пропадал на корабле. У Ольги была еще пара неудачных попыток устроиться на работу, потом смирилась.

Она в совершенстве освоила трудную профессию домашней хозяйки, слывет великой кудесницей по части кулинарии и содержит домашний очаг в образцовом порядке. Интерьер их уютной квартирки довольно типичен для военных семей - ничего лишнего, каждая вещь на своем месте, на виду реликвии морской романтики, великолепная библиотека, множество фотографий, коллекция значков на морскую тематику, которая по праву начинается с герба Североморска.

В прежние времена вполне хватало офицерского жалованья, чтобы достойно содержать семью. Сейчас приходится туговато. Да и жалованье задерживают. Вот уже 4-й сезон возделывают супруги огород, который кормит. Участок у самого городского пляжа весь в цветах - более 30 сортов гладиолусов выращивает Ольга. Здесь все рядом - и море, и лес, где цветут ландыши и венерины башмачки, а по осени можно и грибы собирать.

Анюта окончила школу с серебряной медалью, сейчас учится на первом курсе в университете экономики и сервиса, пользуется 30-процентной льготой. Избранная дочерью профессия обойдется родителям в "кругленькую" сумму. Учится старательно, с большим желанием. В этой семье царит удивительная тихая атмосфера взаимопонимания, уважения, радости. Хотя жизнь не была такой уж безбедной. Не так давно Ольге пришлось немало пережить из-за тяжелой болезни мужа, помочь ему перебороть недуг. Да и у самой были проблемы со здоровьем. Но они вместе, значит, все преодолимо.

Среди семей военнослужащих недавно расформированной тихоокеанской эскадры семья Ильченко всегда была в почете и уважении. Капитан 2-го ранга П. Ильченко - отличный специалист, заслуженный офицер. Ольга - само воплощение всего лучшего, что присуще офицерским женам - верность, терпение, мудрость, нежность, умение ждать и порой на пустом месте свить уютное гнездышко. Годы мало изменили супругов - они такие же стройные, красивые, любящие, как и 20 лет назад.

"Самый большой недостаток мужа - скромность", - улыбается Ольга. "А у тебя недостатков и вовсе нет", - вторит ей супруг. Звучит это как тайное признание в любви, которую пронесли они через все годы, любви, что хранила моряка в дальних океанских походах и всегда звала к родному причалу. Потому что "все корабли прикованы к причалам сердцами тех, кто любит корабли", - так сказал один флотский поэт.