Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Жизнь

"Прошу сделать меня прекрасным..."

Ее прадед увел односельчан в партизаны, а она ведет детей в мир красоты. Театр, как известно, школа жизни, которая взывает к совести. Но мало понимать проблему, надо суметь, прочувствовав ее, показать на сцене. Это трудно, особенно в детском театре. Однако режиссер владивостокской школы искусств № 6 Ольга ИЩЕНКО эту задачу решает успешно

- Когда я уже сдала вступительные экзамены на хореографическое отделение Уссурийского культпросветучилища, ко мне неожиданно подошли два молодых режиссера, приехавшие из Москвы, и пригласили на режиссерский факультет. И хотя я считала, что не смогу, не получится, они уговорили. Первое время училась сразу на двух факультетах. А когда вопрос выбора встал серьезно, отдала предпочтение режиссуре. И хореография, и пантомима, и литературный опыт пригодились. Для меня теперь нет проблем написать сценарий или переработать пьесу для любой аудитории. Своей профессии я училась 9 лет, окончила Хабаровский институт культуры и искусства.

- И сразу стали работать с детьми?

- Когда вышла замуж, уехала с мужем, военным, на Леманские озера под Одессой, где располагался летный гарнизон. Начала работать в Доме офицеров, но очень тянуло на родину. Муж подал рапорт, и нас направили в Черниговку. В здешнем Доме офицеров были богатые традиции, а некоторые молодые солдаты призывались из ВГИКа, консерваторий и цирковых училищ. Поэтому при организации театра с актерским составом проблем не возникало. Мы ставили замечательные спектакли с танцами, музыкой, эстрадными номерами. О нас знали в Москве, писали в газетах. Я была на вершине счастья. Но жизнь больно бьет именно в такие моменты.

Мой муж был в то время военпредом в Лаосе, представлял нашу технику, обучал летчиков. Тогда только закончилась американская агрессия против Вьетнама, где применялись отравляющие вещества. Два года тяжелой болезни - и конец... Эти два года я посвятила мужу, ушла с работы. Когда немного ожила после перенесенного, вновь стала мечтать о своем театре.

Краевые и городские власти пошли навстречу, разрешили на базе хоровой студии, где я занималась сценическим оформлением хоровых произведений, открыть необычную школу, в плане эксперимента. И вот уже закончили программу 5-летнего цикла, выпустили класс. Одновременно мы поняли, что необходим 7-летний цикл. В 12-летних детях много потенциальных возможностей, которые могут раскрыться только с помощью хороших педагогов. В этом возрасте дети очень тонко воспринимают мир, искусство делает их интеллигентнее и одновременно сильнее.

- Трудно подобрать пьесы для детского театра?

- Детский репертуар - прежде всего хороший репертуар. Это, например, великолепная “Снегурочка” Римского-Корсакова - синтез оперы и драматургии, это “Сон в летнюю ночь” по комедиям Шекспира с музыкой Мендельсона, Глюка, Моцарта, это “Безумный день” по произведениям Бомарше на музыку Моцарта и Россини (мы не только убрали вторую часть названия - “Женитьба Фигаро”, но и вырезали все двусмысленности, как бы адаптировали текст для детского театра).

Важна еще и форма, которая доказывает, что театр - искусство синтетическое. Важны состояние актера, его понимание роли, пластические и музыкальные выразительные средства. Наши дети подготовлены к такой работе, ведь они изучают не только актерское мастерство, сценическое движение, речь, но и эстетику, философию, мировую художественную литературу.

- Ваши предки тоже были связаны с искусством?

- Дедушка был прекрасным мастером по кладке каминов. Его руками сложены камины во всех крупнейших зданиях Владивостока, везде он оставлял меточку. Второй дедушка руководил строительством железных дорог, строил Партизанскую и Тавричанскую ветки. В романе Фадеева “Разгром” есть момент, когда решается вопрос, за кем пойдет село. Мнение моего прадеда, уважаемого на селе человека, оказалось решающим - его расстреляли, но после этого сельчане все же ушли в партизанский отряд. Моей бабушке было тогда 13 лет, она стала связной. Отец участвовал в “огненных рейсах”, мама - ветеран ВОВ, а брат работал в КБ Королева и принимал отчет у Гагарина. Многое знаю из истории своей семьи, хотелось бы когда-нибудь написать книгу.

Мои предки оставили свой след на земле. Значит, и я должна сделать все для того, чтобы быть их достойной. И неважно, в какой сфере.

- Свои актерские способности вам приходилось использовать в жизни?

- Я этого очень не люблю. Хорошие актеры в жизни играют редко. “По жизни” я человек стыдливый, а на сцене свободный. Зато режиссерские познания иногда очень выручают - разрядить ситуацию, вывести из тупика.

- Как, по-вашему, политик должен быть немного режиссером?

- Безусловно. Он должен владеть ситуацией, искать пути благополучного ее разрешения. Нужно все сделать так, чтобы потом с полным правом сказать - это правильно и справедливо.

- А вы политикой интересуетесь?

- Да. Всегда надеюсь, что правительство повернется к людям, что наша жизнь изменится к лучшему. Уже нет сил смотреть на детей, которые просят милостыню, воруют, курят. Я верю в лучшее, хотя оснований для надежды мало. Ведь попадая во властные структуры, человек начинает совершенно по-другому оценивать происходящее. Хотелось бы, чтобы Кириенко что-то сделал, но пока непонятно - сможет ли и дадут ли ему эту возможность. Дай бог.

- В личности политика что вам кажется главным?

- На мой взгляд, он должен быть мудрым, образованным, грамотным специалистом. Главное, что он должен помнить, - работает не для себя, а для людей. Он должен быть абсолютно чистым перед законом и уважать людей. Чтобы вызывать доверие, он должен уметь твердо говорить “нет”, а этого, к сожалению, многие наши власть предержащие не умеют.

- А какие ценности исповедуете вы?

- Человек создан для счастья. Но он сам себе мешает, и все друг другу мешают быть счастливыми. Необходимо исполнять основные библейские заповеди, но это невероятно трудно. Вера, надежда, любовь - формула, ведущая к гармонии, сконцентрирована в диалоге Платона. Сократ в своей молитве говорит примерно следующее: “Любезные здешние боги! Прошу вас сделать меня прекрасным, чтобы все, что я имею извне, было дружественно тому, что я имею внутри”.

- Смех - это ценность?

- Да, невероятная. Только он нас спасает, делает тоньше и благороднее. Нельзя, конечно, смеяться над чужим горем, промахами, но уметь посмеяться над своими ошибками, меткой шуткой разрядить напряженную обстановку нужно обязательно. В работе юмор просто необходим, особенно перед выходом спектакля, когда люди напряжены и ждут твоей поддержки.

- Если выдается свободное время, то...

- Я читаю, люблю уединение. Нравится рисовать и петь. Мне приходится писать много стихотворных поздравлений. Люблю море и ночные купания. С детства притягивает ночное небо, восхищает красочность радуги. Словом, все, что связано с человеком и природой, и есть мои увлечения.

- Как относитесь к удачам и поражениям?

- К удачам - критически. Я никогда не витаю в облаках. А вот неудачи - это ужасно, для меня они трагичны. Даже можно сказать - смерти подобны.

- У себя на кухне вы режиссер или актер?

- И режиссер, и исполнитель. Вообще наш дом - театр, где много юмора, жарких споров. У меня двое сыновей. Для них я скорее хороший друг, чем строгий режиссер.

- В вашей жизни была романтическая любовь?

- Она же и первая. Мне 14, ему 16 лет. Это была действительно очень яркая любовь. Мы понимали друг друга с полувзгляда, были друзьями по духу, вместе нам было очень интересно. Это был человек, с которым живут всю жизнь. Но нам было отведено всего 15 лет. Это трагично. И все же я счастлива, что в моей жизни состоялась встреча, дарованная богом.

- Кем вы были в детстве, предводителем или тихоней?

- Тихоней никогда не была. В детстве среди моих сверстников было больше мальчишек. Я запросто находила с ними общий язык. И сейчас легко общаюсь с мужчинами, впрочем, и с женщинами тоже.

- Что важнее - работа или семья?

- Я считаю, что из-за работы семья не должна страдать. Мои близкие хорошо меня понимают и не ревнуют к работе. Но мой труд требует полной отдачи - уходя с работы, я с ней не расстаюсь. Однако на семье это не отражается.

- Придерживаетесь ли вы тех же убеждений, что и 10, и 20 лет назад?

- Вы знаете, человек очень мало меняется. Изменяются ситуация, условия. По моим наблюдениям, маленький ребенок воспринимает жизнь так же, как став взрослым. Он только меньше знает. Может быть, я стала лишь более философски относиться к некоторым вещам.

- А к деньгам?

- Никогда не работала ради денег и ради карьеры, не стремилась к власти. Ведь самая высокая власть - над собой. Власть над людьми унизительна и для того, кто властвует, и для того, над кем. А зарплата? Кто ею сейчас доволен? Конечно, мало, возможности ограничены, рутина затягивает. Но это жизнь.

- Чувствуете что-то недосказанное, что не сумели пока воплотить в своей работе?

- С юности очень люблю одно произведение. Полюбила сразу, безоговорочно. Как только увидела художественный фильм. Я говорю о “Лесной песне” Леси Украинки. Невероятно романтическое произведение. Две роли мне очень хотелось сыграть: Мавка и Русалка - полная противоположность, но я чувствовала обеих. Повезло, в студенчестве я сыграла обе эти роли. Теперь я мечтаю поставить “Лесную песню” в своей школе. Как режиссер. Очень надеюсь, что это произойдет в следующем году.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера