Природа - и храм, и мастерская

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Поэтому и относиться к ней следует с должным уважением и бережением. Каждому: и самому обыкновенному пешему любителю грибной солянки или ухи с дымком, и обладателю "крутого" вседорожного джипа, выбрасывающегося с десантом друзей-приятелей на отдых куда-нибудь в незамутненное верховодье горных рек, и рядовому работнику лесоучастка или рудника, и малым, и самым большим начальникам, отдающим приказы и разрешающим брать у природы все, что якобы необходимо для экономики страны или какой-нибудь ее отдельно взятой отрасли. Все, что окружает нас и не сделано нашими руками, не только нам принадлежит. Это собственность и новорожденного младенца, и миллионов тех людей, которым еще предстоит родиться в будущем. Не обокрасть их, не обездолить сегодняшним зачастую бездумным, а то и просто преступным "природопользованием" - вот задача, которую ежедневно и вот уже почти 10 лет решает доступными ему средствами глава природоохранного комитета Красноармейского района Павел СОЛДАТОВ.

- Павел Николаевич, вы, как известно, находились у истоков целенаправленной природоохранной деятельности, начатой в крае в 1988 году.

- Может быть. 9 лет тому назад, когда 1 ноября был создан Красноармейский районный комитет охраны природы и я был назначен его председателем, в других районах края таких комитетов еще не было.

- Начинать пришлось практически с нуля...

- Разумеется. Сейчас мы прочно стоим на ногах, хотя материальное оснащение еще во многом не удовлетворяет. В комитете кроме председателя еще один специалист, водитель и секретарь-делопроизводитель на полставки. Согласно закону "Об охране окружающей среды" при комитете создан внебюджетный экологический фонд. В нем еще 4 человека: директор фонда, бухгалтер, специалист и водитель. В комитете 3 автомобиля, необходимая оргтехника, компьютер, принтер. В районе базируется одна из четырех групп отдела "Тигр", подчиненного непосредственно крайгоскомэкологии. Основные ее задачи - охрана краснокнижных видов биоты Приморья, и тигра в том числе. Но ребята не проходят мимо и других нарушений природоохранного законодательства.

Работу комитета строим, так сказать, с учетом мнения общественности района. Для этого создана экологическая группа "Тайга", члены которой принимают активное участие в решении злободневных вопросов, связанных с экологией и природоохраной. Эта же группа стала инициатором многих, на мой взгляд, достойных дел комитета. Взять хотя бы сохранение статуса заказника "Таежный", оценка питьевых водозаборов в районе, отбор и анализ водных проб из всех основных водотоков иманской речной системы на пестициды и радионуклиды.

Основные направления работы комитета все эти годы были подчинены экологии и экономике района, лесопользованию и природоохране, использованию природных ресурсов и экологическому образованию. Последнее я считаю одним из главных, поскольку безграмотность и беспечность в вопросах экологии зачастую приводят к непредсказуемым последствиям, граничащим с экологическими преступлениями. Вспомним, к примеру, попытку строительства на территории района АЭС: проект не "проходил" по семи из десяти необходимых условий "посадки" объекта на избранной площадке. Однако это обстоятельство не смутило проектировщиков, и нам было очень не просто противостоять их нажиму. Или другой пример: мы были вынуждены приостановить строительство участка автодороги Чита - Хабаровск - Находка, проходящего через наш район. Выяснили, что работы здесь ведутся без проекта, экологической экспертизы не было. К нам тогда приехала высокая комиссия из Москвы во главе с заместителем министра обороны, пыталась убедить нас, что вся дорога строится "с листа", то есть без проектов и экспертиз, что у строителей уже есть такой опыт работы и он оправдывается в конечном счете. Но мы показали, что дорога строилась с грубейшими нарушениями технологии, что трасса, проложенная на местности, не совпадает с намеченной на 9 километров, что месторождение золота и участки кедрово-промыслового хозяйства, оказавшиеся в зоне строительства, можно было безболезненно обойти. Позже все эти вопросы были нами благополучно решены со строителями...

- ...но строительство и сегодня не ведется: пока согласовывали экологические нюансы, прекратилось финансирование из федерального бюджета, и объект "заморозили".

- Я двумя руками за строительство этой автодороги. Но строительство грамотное, с объектами социальной инфраструктуры, с включением предприятий района в ее строительство и созданием дополнительных рабочих мест, с максимальным экономическим эффектом при минимальных экологических потерях. Я не хочу, чтобы автодорога стала для нас вторым БАМом, после пуска которого затраты на постоянные достройки и ремонты превышают получаемую прибыль.

Вопрос экологического образования касается не только грандиозных проектов и строек. Наша повседневная жизнь также изобилует массой поступков и действий, которые можно расценивать как экологические преступления, затрагивающие жизненные интересы всего общества. Слишком дорогой ценой дается нам экологическая безграмотность. Как, например, можно расценить действия руководителей бывших совхозов района, которые, избавляясь от ядохимикатов, закапывали их в землю? Такие подземные "кладовые" есть в селе Богуславец, на центральной базе и в первом отделении ТОО "Новопокровское", в Саровском отделении ТОО "Гончаровское". Люди просто не ведают, что творят.

- Ваш главный принцип - нельзя! или вы предлагаете какую-то альтернативу?

- Конечно, нельзя все только отрицать, ничего не предлагая взамен. Ведь человеку, району, краю, стране жить надо. Сегодня, например, Приморье испытывает жесточайший энергетический кризис. А всего несколько лет тому назад мы яростно боролись против строительства в районе атомной и гидроаккумулирующей электростанций. Что мы предложили взамен? Мы выступили за использование источников электроэнергии, щадящих природу. Так родился проект строительства малых ГЭС на наших горных реках. Первая такая станция была построена еще в 1995 году на ключе Восток, и за год она окупила затраты на строительство. Сегодня у нас есть программа развития гидроэнергетики района на базе малых ГЭС до 2005 года. Она прошла экологическую экспертизу, согласована с краевой администрацией и включена в федеральную программу ТЭКа страны. В районе выбрано 10 наиболее перспективных речных створов для строительства этих ГЭС. Первый этап - строительство ГЭС на двух створах, что даст району через 3-4 года более 15 мегаватт собственной электроэнергии, которая будет стоить не более 50 рублей за киловатт. Заманчиво?

- В последние годы в крае в целом серьезно обострилась проблема лесопользования. Как у вас в районе с этим?

- Лес - основное богатство нашего района, он же и его беда. В последние годы мы навели некоторый порядок в лесопользовании, работая в тесном контакте с лесхозами. С нашей подачи или при нашем участии были введены ярлыки на вывоз ценных пород древесины, аттестация всех лесопользователей, постоянные и подвижные милицейские посты на дорогах. Все это привело к увеличению доли лесного дохода в районный бюджет почти в 2 раза. Не без нашего участия в контроле лесозаготовок экономические показатели лесопользования в районе выше общекраевых: 47 процентов лесного дохода по краю приходится только на наш район.

Настоящая беда для тайги - лесные пираты. Их еще называют "ясенерубами". Они хорошо оснащены техникой, рациями, отлично информированы. Налеты делают по ночам, вывозят лес в обход постов или по поддельным ярлыкам. Только в октябре-ноябре в районе зафиксировано несколько таких самовольных рубок, и государству нанесен ущерб на десятки миллионов рублей. Воруют даже со складов лесопользователей, доходит до угроз оружием. Перед этими пиратами мы практически бессильны: закон не на нашей стороне. Сегодняшнее законодательство создает почву для лесного разбоя. Парадокс: если человек украл мешок картошки, он - вор, а если украл лес на сумму меньшую, чем 17 миллионов рублей, он всего лишь самовольный лесозаготовитель. Такой пират обычно отделывается при задержании штрафом и конфискацией древесины.

- Издавна Красноармейский район славился охотничьими угодьями, а реки - рыбой. Как сейчас у вас в этом плане?

- И сегодня охота и рыбалка притягивают к нашему району тысячи приморцев. Но чаще всего эти любители природы тоже нарушают законы. В прошлом году с помощью работников милиции и группы "Тигр" мы выявили и задержали 26 браконьеров, которые были оштрафованы на сумму около 10 миллионов рублей. Одна из групп туристов из Владивостока, сплавлявшихся по Арму в сентябре, поделилась потом своими впечатлениями: за 5 дней сплава они встретили на реке 2 компании с электроудочками, десятки сетей, а на каждой косе - десятки рыбаков и коптильщиков рыбы. Это же настоящий разбой. В прошлом году на этой же реке одной электроудочкой браконьеры за ночь убили и собрали около 10 мешков рыбы. Недавно мы снова забросили на Арму несколько оперативных групп и только за 3 дня составили 16 протоколов на браконьеров, отобрали у них сети, остроги, один карабин типа "Сайга". А верхнее течение реки Большая Уссурка, труднодоступное для нас, вообще стало вотчиной для дальнегорцев и кавалеровцев. На лодках сплавляются они до моста на автодороге, ведущей в тернейский поселок Пластун, а там пересаживаются на поджидающие их автомашины и возвращаются домой. Во время одного из осенних рейдов мы застали у этого моста сразу 12 автомобилей и 27 рыбаков, а за день к мосту сплавилось с верховьев 11 лодок и плотов. Поэтому мы вынуждены были обратиться к администрации района с предложением установить зону покоя в этих местах. Нас поддержала и администрация Дальнегорского района, пообещавшая принять адекватные меры. Зона покоя установлена на 2 года по всему течению реки Арму и в верхнем течении Большой Уссурки - до места впадения в нее реки Дубравушка. Мера непопулярная, конечно, однако надо как-то сбить ажиотаж вокруг мифа о бездонности рыбных запасов в районе и в условиях низкого уровня воды в верховьях рек сохранить от полного уничтожения стадо ценных пород рыбы. В порядке альтернативы добились у "Приморрыбвода" лимита на вылов 3 тонн белорыбицы рыбаками-любителями - сетями, за умеренную плату и под нашим контролем.

- Что больше всего затрудняет работу по охране природы в районе в целом?

- Малочисленность "боевых штыков" и распыленность природоохранных формирований. У нас свое начальство, руководство рыбинспекции - в Дальнереченске, охотинспекции - во Владивостоке. Я глубоко убежден, что все природоохранные службы должны работать под одной крышей. Тогда и эффект будет лучше. Построить структурные природоохранные органы по принципу районного отдела внутренних дел: начальник отдела отвечает за весь район, а под его началом находятся службы по конкретным направлениям работы.

- Приходилось слышать, у вас в природоохранном деле появляются "конкуренты"...

- Такие факты совсем не редкость и у нас, и в соседних районах. Но это те же браконьеры, только коварнее. Они обычно маскируются под ребят из группы "Тигр", отбирают у обычных браконьеров оружие, мясо, обещают не давать ход протоколу и скрываются. К сожалению, таких лжеохранников задерживать пока не приходилось. Но уверен: подловим и их - всему свое время.