Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Жизнь

Принцип - ни одной проходной роли

Есть актеры, не бросающиеся в глаза своей яркостью, не запоминающиеся после одной роли, но исподволь “приучающие” зрителя к себе. И вдруг понимаешь, что игра их полна драматизма, а сыгранный образ войдет незаметно в душу надолго, да там и останется. И следующая встреча с актером происходит как с уже старым знакомым. К таким можно отнести Александра Феклистова. Не звезда, но его мистер Хайд заставил зрителя содрогнуться, а Грибоедов в его исполнении - еще раз задуматься о вечных понятиях любви и долга. Не моя задача вести счет ролям Феклистова. За многие годы их было не слишком много. Сначала были роли и рольки во МХАТе, руководитель которого О. Ефремов и выпустил курс Александра Феклистова. Затем работа в московской студии “Человек”, где актер играл в пьесе С. Мрожека “Эмигранты”. Спектакль стал событием театральной жизни Москвы несколько лет назад, а Александру дал право отказываться от ролей в кино и театре, утверждая таким парадоксальным образом престиж профессии: потому что невозможно играть “проходное” после настоящего.

Наш зритель увидел актера в комедии “Ботинки на толстой подошве”. Спектакль был принят зрителем очень тепло. Наша беседа состоялась, как только стихли аплодисменты, и стала как бы продолжением событий в зале.

- Когда смотришь спектакль, создается ощущение, что все исполнители действительно одна семья - такая гармония настроений. Это первый спектакль, где вы заняты вместе с Васильевой и Гаркалиным?

- Мы давно уже знакомы. С Таней мы снимались вместе в кино, с Валерой раньше не работали, но играли в одном театре и жили очень дружно. Пьеса была найдена параллельно мной и Гаркалиным, предложили ее поставить моему другу и сокурснику Роману Козаку. Играем мы уже полгода, первый спектакль во Владивостоке стал для нас 30-м.

- Имя Романа Козака часто можно увидеть рядом с вашим. В свое время вы сыграли вместе в нашумевших “Эмигрантах”. Сегодня он ваш режиссер. А вы не пытались пробовать себя в режиссуре?

- В общем-то я занимаюсь этим иногда - в школе-студии, где я преподаю и ставлю спектакли со студентами. В прошлом году был большой телевизионный проект, в котором я был сорежиссером и сосценаристом, - по чеховским рассказам. Мы сделали около 30 рассказов для ТВ6.

- Нынешняя жизнь, положение театров как-то заставили вас взглянуть на свою профессию по-другому? Востребована ли она?

- Для меня театр - это образ жизни. И для меня, как для зрителя, “мой театр” - это не развлечение. Это живая жизнь на сцене. Каждый год можно играть ту или иную пьесу Шекспира, и он всегда будет актуален.

- Как складываются ваши отношения с кинематографом?

- Я больше человек театральный по складу, и я могу сказать, что в последнее время с кино складываются весело. Сейчас идут “Петербургские тайны”. Сравнительно недавно демонстрировался фильм “Грибоедовский вальс”, где я играл Грибоедова, вот-вот выйдет сериал по Лескову “На ножах”, в уже упомянутом чеховском сериале я играю в двух рассказах, участвую в телепередачах - как-то что-то делается...

- “Грибоедовский вальс” явился для вас событием в творческой жизни? Ведь ваш герой был личностью необыкновенной...

- Да, роль мне запомнилась, это было такое счастливое стечение обстоятельств, я испытывал даже какую-то влюбленность, похожую на ту, что в фильме... И потом важен был даже герой не как личность, а как поэт; не характер, а стать, суть. Поэты - люди особенные...

- Вы по-прежнему преподаете в школе-студии. Чем отличаются нынешние студенты от молодежи вашего поколения?

- Каждый курс особенный - придут люди, понимающие друг друга, и живут одной семьей. 3 года назад я выпустил курс, который до сих пор каждый год собирается и празднует дату выпуска, обязательно приглашают меня, это очень приятно... У меня со студентами любовные отношения, без этого нельзя. Но сейчас отказался от преподавания, я слишком занят, не могу делить себя.

- Вы часто отказываетесь от ролей?

- Отказываюсь... Это зависит от пьесы. Я не понимаю некоторых режиссеров, даже уважаемых мной, - зачем они ставят такие пьесы? Претензии даже не к автору, а к режиссеру, который выбирает пьесу. Хотя сегодня сложно с драматургией, мало хорошего... Выход один - классика. А если роль мне не нравится, отказываюсь, я не могу халтурить в театре, даже в кино это делать проще, мне кажется, там другая форма общения с материалом, там гораздо все проще. В театре невозможно - проживаешь месяцы с этим текстом, этим партнером, этим режиссером, я не могу идти против себя...

- Что осталось несыгранным у вас?

- Я не мечтал никогда ни о чем особенном. Поиграл бы Чехова, он очень близок мне... Сейчас приступаю к работе над тем же “Гамлетом” у Питера Штайна, играю Клавдия. Но мне даже не роль важна, очень интересно поучиться у этого режиссера.

- Так явно прослеживается тяготение к классическому репертуару, что даже удивительно, как вы дали согласие на роль мистера Хайда...

- Эта роль тоже стала этапной, после нее мне долго предлагали жутких типов, тот же “Шура и Просвирняк”, но суть в том, что у Стивенсона заложены очень сильные формы в самом произведении и в роли, а это всегда очень манкие вещи для актера, как будто сразу прыгаешь в глубину...

- А как вы переживаете творческие простои, которые, видимо, случаются, учитывая ваши принципы?

- Испытываю ужас от того, что никому не нужен, бездарен, беспомощен... Но в любом состоянии думаю о том пороге, который нельзя перешагивать ни при каких обстоятельствах.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера