Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Жизнь

Поставлю на маршрут. Или пущу “красного петуха”

В первых числах декабря автобус компании “ПРИМЮРСЕРВИС”, следовавший с “Маяка” на “Окатовую”, был остановлен сотрудником ГИБДД. Всех пассажиров высадили, а водителю выписали штраф за неисправное техническое состояние автобуса. Кроме этого инспектор предъявил шоферу письмо за подписью заместителя мэра Фирата Галлямова на имя начальника ГИБДД: “... принять меры оперативного характера для прекращения незаконной деятельности ООО “ПРИМЮРСЕРВИС” и других предприятий на указанных маршрутах”. Прилагался и внушительный список из тридцати шести пунктов. Все запрещаемые в нем маршруты - новые “длинные”, так полюбившиеся многим горожанам.

Третьего не дано тем, кто занимается извозом

МАРШРУТ НАДО “ЗАСТОЛБИТЬ”

Если у вас есть автобус и вы решили с его помощью заработать себе на жизнь, не торопитесь выезжать на дороги города. По закону нужно иметь лицензию на право перевозки пассажиров, получить которую можно в краевой лицензионной палате. Но и наличие на руках заветной бумаги не означает, что вы можете приступать к работе. Теперь предстоит выбрать маршрут и как-то закрепить его за собой. Сделать это можно двумя способами.

СПОСОБ ПЕРВЫЙ. ЗАКОННЫЙ. Три месяца назад Виктор Черепков издал постановление, согласно которому только мэр может открыть или закрыть автобусные маршруты. Заявки людей, решивших заняться извозом, рассматриваются специальной транспортной комиссией. В идеале задача комиссии - рассмотреть, сответствует ли маршрут требованиям безопасности. Это если он новый. Старые же и десятилетиями опробованные и в этом не нуждаются, а потому комиссия должна лишь выдать разрешение работать на них.

Запретить маршрут можно только если он пересекается с оживленными железнодорожными переездами или при отсутствии бордюрного ограждения на участках с откосами. Такое заключение дают сотрудники ГИБДД, входящие в состав комиссии.

СПОСОБ ВТОРОЙ. Чтобы им воспользоваться, нужно взять в руки газету “В”, равно как, видимо, и другие, и внимательно просмотреть объявления. Среди многочисленных услуг, предлагаемых сегодня жителям города, есть и такая: “поставлю автобус на маршрут, тел., спр. Костю”.

Костя, насколько можно судить по голосу, - еще очень молодой человек. Выслушав мою “легенду” - муж привез микроавтобус, сейчас сидит без работы, хотел бы “посбивать шару” и даже получил лицензию, но никак не может оформить маршрут в мэрии, - Костя дал мне номер телефона Жени, который все и должен устроить. А плата за услугу - ежедневные отчисления с выручки, примерно четвертая часть.

- Только не подумайте, что мы - “крыша”. Ваш муж будет платить нам за то, что мы все организуем и будем его охранять, - успокоил меня Костя.

У моего коллеги была другая “легенда”. Он - владелец микроавтобуса, но не имеет лицензии. В этом случае все так же быстро решается через Женю, только к ежедневным отчислениям прибавляется “небольшой” разовый взнос.

КУДА УЕХАЛ АВТОБУС?

54-й микрорайон - это 4 гостинки у проспекта “Красного знамени”, 133, стоящие на самой верхушке горы. Забраться или, наоборот, выбраться отсюда всегда было проблемой. Даже таксисты не всегда соглашались.

Поэтому понятна радость жильцов (а в четырех гостинках-девятиэтажках помещается ого-го сколько народа) по поводу появления автобуса, который ежечасно, с 7 утра и до 8 вечера, строго по расписанию и всего за 2 рубля “с носа” курсировал между микрорайоном и кинотеатром “Уссури”. Но радость эта длилась недолго - маршрут закрыли.

Причем Фират Галлямов, автор этого решения, руководствовался отнюдь не соображениями безопасности маршрута, а заботой о других перевозчиках.

- К нам в мэрию приходят мужики, у которых, кроме микрика, ничего нет, - сказал он. - А семью кормить надо. И мы идем им навстречу, позволяем работать. Обслуживать длинные маршруты на такой технике нецелесообразно, поэтому частники работают на небольших перегонах. Длинные же маршруты, пересекаясь с короткими, сильно сбивают кассу последним. А ведь существует еще и МУП ВАТО, у которого есть бесплатные автобусы. Чтобы покрыть связанные с этим расходы, муниципалам надо хорошо зарабатывать. А длинные маршруты мешают это делать.

Получается, что, заботясь о “безработных мужиках”, в мэрии позабыли о таких же безработных или месяцами не получающих зарплату горожанах. Хотя выбор у них все-таки есть: либо добираться из конца в конец на трех автобусах и соответственно 3 раза платить водителям, либо идти пешком.

Казалось бы, конкуренция между перевозчиками должна быть только во благо потребителям: снижение цены за поездку, появление новых маршрутов, вежливое обслуживание, в конце концов. Но ни одного из вышеперечисленных рыночных благ горожане не почувствовали. Потому что, как оказалось, не здоровая конкуренция определяет выживаемость того или иного маршрута, а административное решение.

Цену за проезд никто не контролирует. В одних автобусах берут два рубля, в других - два с полтиной, а в некоторых уже и три. Сам Галлямов признался, что если кто-то и хочет снизить цену, то просто не станет этого делать - иначе между конкурентами начнется настоящая война.

С новыми маршрутами тоже плохо. А уж о качестве обслуживания и вообще речи не идет - каждый горожанин испытал это на своей шкуре.

Например, водитель не имеет права дольше трех-пяти минут стоять на конечной остановке, ожидая, когда автобус заполнится под завязку. Не может изменить маршрут, решив объехать пробку. На деле же эти и еще многие нарушения совершаются сплошь и рядом, и уследить за ними невозможно.

Также невозможно уследить и за выручкой. По идее пассажиры должны не просто расплачиваться с водителем, а покупать пронумерованные билеты. По ним ведется вся бухгалтерия, строятся отношения с налоговыми органами. Но не в каждом автобусе вам дадут билет. Есть еще и хитрый нюанс: так как многие автобусы - частная собственность шоферов, они имеют право подвозить бесплатно своих родственников и друзей. Так что учет выручки - дело сложное.

В мэрии одно время хотели оснастить все автобусы кассовыми аппаратами, но вскоре поняли абсурдность этой идеи: выбивать чек каждому пассажиру, да еще в час пик, когда автобус, рассчитанный к тому же не на русские габариты, переполнен и все спешат и взвинчены - значит создавать дополнительную нервотрепку.

ШОФЕР С ПУТИ НЕ СВЕРНЕТ

Несмотря на все сложности, водители не намерены оставлять “завоеванные” позиции. Они согласны не просто возить людей, но еще и содержать в порядке остановки. Некоторые хотят бесплатно возить льготников - при условии, что удастся договориться с мэрией о компенсации издержек. Но, видимо, мэрия в этом не заинтересована...

Другой момент. Механизм распределения маршрутов должен быть открытым и всем понятным - лучше всего этим требованиям соответствует открытый аукцион. Чтобы в случае несогласия с решением оспаривать его можно было с помощью адвокатов. Пока же в роли такового выступает излюбленное русское средство - “красный петух”: дело о поджоге четырех пассажирских автобусов компании “ПРИМЮРСЕРВИС” рассматривается сейчас в прокуратуре.

Решать все эти проблемы теперь предстоит новому градоначальнику и его команде. Или тем, кто останется в мэрии после 17 января.

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера