Полет птицы при свете “дизеля”

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Этот полукруглый, задрапированный черным зал с несколькими рядами красных кресел и деревянной “поперечиной” балетного станка смотрится почти ирреально на фоне блистательно-престижного автосалона, разместившегося по соседству.

Вот уже много лет изо дня в день сюда, в Дом молодежи, приходят к 11 часам на “тренаж” и репетиции солисты театра камерного танца Ольги Бавдилович. Уходят вечером, по окончании рабочего дня, спустив сто потов. Только за труд им никто не платит с рождения театра. Вот уже 12-й год пошел... И судя по всему, не собираются этого делать впредь.

На этом тернистом пути их уцелело трое: Наташа Козел, Елена Соколова, Татьяна Белова. Единственный мужчина, не выдержав тягот нищенской жизни, покинул коллектив буквально на днях. Балетмейстер Ольга Бавдилович настроена решительно: “Даже если останется один человек - я буду делать программу. Форма современного танца от этого не пострадает. Правда, нагрузка станет больше, но нам к этому не привыкать!”

Театр камерного танца Ольги Бавдилович - явление уникальное. О его выступлениях на фестивале Вячеслава Артемова в Москве с восторгом писали искушенные столичные критики. Их видеодансы - современный популярный на Западе вид искусства, к которому в России прибегает лишь театр Ольги Бавдилович да еще балет Эйфмана, - на протяжении нескольких лет регулярно попадают в фестивальные каталоги Парижа, Буэнос-Айреса, Франкфурта-на-Майне.

Театр Ольги Бавдилович - это не массовое искусство. Основная его задача - показать свое видение мира через танец: в новой интерпретации образного языка жеста, пластики. А еще знакомство публики с сегодняшней классической русской музыкой, о которой, увы, мало кто имеет представление даже среди меломанов. Такие записи выходят ограниченным тиражом, как правило, за рубежом.

В течение двух последних лет театр готовил программы на музыку Софии Губайдулиной, Ян-Яновского, Тахмидзяна. Диск ансамбля “Кронос” им подарила американская танцовщица Кристина Дакин, которая приезжала на гастроли во Владивосток.

Свой новый одноактный балет “Мертвая долина” театр Бавдилович поставил на музыку молодого Артемова, а “Игры черного и белого” - Али Задэ, азербайджанского композитора, которая дарит миру неповторимые по красоте мелодии.

- Вообще быть во Владивостоке балетмейстером - это сплошное издевательство, - горько роняет Ольга. В воздухе повисают сизые разводья сигаретного дыма и тяжелая пауза. - Разумеется, я имею в виду социальную сторону вопроса. Мы здесь никому не нужны, за исключением добрых людей, которые нам помогают, и, конечно, зрителя. На постановки театра набивается полный зал. Был случай в пору повального отключения света, когда танцоры выкупили на время дизель, чтобы люди увидели балет. Приходят пожилые пары, молодежь - нет никакого избранного общества, которым нас так часто пеняют. Хотя язык нашего балета действительно можно понять, расслышать, только прожив вместе с танцорами маленькую сценическую жизнь.

Почти четверть века назад приехала Ольга Бавдилович во Владивосток, сразу после окончания режиссерско-балетмейстерского отделения Ленинградского института культуры. И все эти годы она живет вопреки - устоявшимся стереотипам, конъюнктурным “изыскам” в искусстве, чиновничьему безразличию.

Спасают - семья, которая дает возможность заниматься творчеством; поклонники и почитатели таланта театра - благодаря их участию коллектив не раз имел возможность показать свои новые программы на российских и зарубежных фестивалях. И, в частности, директор дома молодежи Александр Иодо, который все это время не берет с театра ни копейки за аренду. Коллектив - это особые, незаменимые люди. И, наконец, всепоглощающая энергия творчества.

Нынешней весной на фестиваль современного танца в Витебск смогла выехать одна Наташа Козел, за свой счет. У театра не было денег, хотя его ждали, как праздника. Наташа получила приз за исполнительскую индивидуальность и удостоилась награды престижного французского искусствоведческого журнала. Признали, оценили. В ее лице - и театр, и работу балетмейстера.

Только во Владивостоке, где родился и вопреки всему продолжает жить и творить театр камерного танца Ольги Бавдилович, в управлении культуры его почему-то упорно не замечают. Может быть, все еще продолжают считать недостаточно культурным?..