Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Жизнь

Пока есть флот, будут и матросы!

Владивостокской мореходной школе исполнилось 55 лет

- Вопросы есть? - интересуется, закончив объяснять, мастер производственного обучения Иван Кузин.

- А как же!

- Как всегда, - улыбается Иван Иванович. - Ну, давайте, как говорится, в порядке очереди. Курсант Урсаки, слушаю...

Мореходка хоть и называется школой, но от средней школы, как сразу заметили корреспонденты “В”, отличается сильно. В школе, где все мы учились, многие ждали конца урока как манны небесной и с первым звуком звонка срывались с места, подобно бегунам на старте.

В школе мореходной таких торопыг не увидишь, здесь учатся парни серьезные - выслушав урок, стараются уяснить все до последней мелочи, задают преподавателям и мастерам вопросы один за другим. Потому что вслед за этим занятием будет практическое, и там, если сейчас не понял, ничего у тебя не получится. А не выйдет теперь, на берегу, - как знать, вдруг да в море именно “последняя мелочь” окажется решающей?

- Море, как известно, ошибок не прощает. Это истина старая, но это действительно истина, - говорит курсант Сергей Урсаки. - Ведь море по сравнению с землей всегда будет местом повышенного риска. Значит, я должен так освоить специальность, чтобы ни в коем случае не подвести экипаж.

Впрочем, специальностей у Сергея сразу 3: “моторист 1 класса - матрос 1 класса - токарь”, потому что мореходная школа дает “совмещенные” профессии. По словам Сергея, ему сызмальства по душе техника, но и занятия по такелажному делу и другим матросским премудростям его увлекли всерьез.

Корреспонденты “В” разговорились с этим парнем и его друзьями, побывав у них в классе. Запомнились любознательность, дотошность Сергея и его необычная фамилия.

- Урсаки - неужели это от латинского слова “урс”, то есть волк? - спросили мы.

Сергей расхохотался:

- Почти! От коми-пермяцкого слова “урсак”, то есть медведь.

Оказалось, что Сергей приехал учиться во владивостокскую моршколу издалека - из города Кизел, что в Пермской области. Может, оттого так далеко от родины уехал, что там негде получить специальность и устроиться на работу?

- А вы считаете, что морской романтики больше не существует? - вопросом на вопрос ответил курсант Урсаки.

Существует, конечно. В этом уверены все, с кем познакомились в мореходке корреспонденты “В”. Владивостокцев среди курсантов меньше, чем приезжих. Не только дальневосточники, но и парни из центральной России едут сюда, влекомые тягой к морю и желанием работать на флоте. Скажем, Николай Сергин прибыл из Йошкар-Олы, причем Николай - не первый представитель народности мари, кто учится в мореходной школе.

Александр Вакулин в свободные часы с удовольствием показывает товарищам по учебной группе Владивосток. Саша - местный, здесь учился в 50-й школе, служил на Тихоокеанском флоте. Значит, знает, что флот гражданский переживает нынче не лучшие времена, что моряку бывает нелегко устроиться на “белый пароход” и пойти в хороший рейс?

- Знаю, естественно, - подтверждает Александр, - да и приезжие ребята тоже знали, когда собирались сюда - парни-то грамотные, газеты читают, телевизор смотрят. И все равно нам хочется работать не где-нибудь на суше, даже при большой зарплате, а именно в море.

Наверное, о том же мечтали и 200 самых первых курсантов, которые сели за парты Владивостокской мореходной школы ровно 55 лет назад, в такой же морозный февральский день. К слову, называлось тогда это учебное заведение школой морского обучения - сокращенно ШМО, что владивостокцы сразу “переименовали” в “шмоньку”.

В то время - еще шла война - на гражданском флоте в экипажах ощущалась постоянная нехватка кочегаров, матросов, машинистов. И в конце 1943 года постановлением государственного комитета обороны о необходимости организовать подготовку рядовых кадров для морского флота была создана во Владивостоке школа морского обучения № 7 (до этого в стране было таких 6). Разместить ее местная власть решила на Первой Речке, в здании бывшей пуговичной фабрики. Дом этот стоял без окон и дверей, внутри тоже ничего не было.

Первым утром нового 1944 года туда пришли назначенный директором школы Г. Рыженко и завуч В. Григоров, и уже назавтра приводить здание в порядок стали мастера производственного обучения П. Ратушный, И. Финенко, Б. Крамской, будущие курсанты.

- Работали, как сумасшедшие, - вспоминает мастер Иван Кузин (да-да, Иван Иванович трудится в школе с первого и по сегодняшний день! - С. Ж.), - и уже в феврале сумели начать занятия, а через 2 с половиной месяца состоялся первый, ускоренный выпуск матросов и кочегаров. Потом подготовили мотористов, электриков, машинистов и радиотелеграфистов. Выпускали сначала 150 специалистов в год, а с 1948 года по 300.

- Что интересно, - усмехается Иван Иванович, - прикиньте: полвека прошло, как наша ШМО управлением трудовых резервов (в его ведении были ФЗО - школы фабрично-заводского обучения) была передана Дальневосточному морскому пароходству и получила название Владивостокская мореходная школа, а старожилы города до сих пор “шмонькой” кличут.

Кличут-то ласково, с любовью. Помнят, сколько народу - 20 тысяч! - через эту школу прошло, получив надежные морские профессии. Еще в начале 60-х ВМШ “выросла” из ставшего тесным здания пуговичной фабрики, и на берегу Амурского залива, на мысе Чумака, был построен для мореходки целый городок: учебный корпус, общежития, производственные мастерские, водная станция, столовая, спортивные площадки. В мореходку отродясь приходили, что называется, голыми и босыми: отслужив срочную, парни стучались в эти двери, и здесь им предоставляли жилье, выдавали форму, кормили, а самое главное - учили. Обучали специальностям, с которыми в Приморье не пропадешь.

Сегодняшние профессии выпускников ВМШ тоже не пустяковые: “электрик 1 класса - моторист 1 класса - матрос 1 класса”, “моторист 1 класса - матрос 1 класса - электрогазосварщик”. Ну а за качество здешнего обучения могут поручиться завуч Игорь Дворянкин, Александр Рыбчак, Валерий Мотор, Юрий Горбунов, Александр Никонов, Владимир Подошвелев и другие опытнейшие преподаватели и мастера. Тут многие награждены орденами и медалями, а 15 сотрудников школы носят звание “Почетный работник морского флота”.

Все бы хорошо, и тем не менее тот же ветеран ВМШ Иван Кузин только руками разводит:

- Другое настало время, что поделаешь?!

С гордостью рассказывает Иван Иванович, что лет 15 назад владивостокская школа по всем показателям опережала 15 подобных школ бывшего министерства морского флота бывшего Союза советских социалистических республик. И с горечью добавляет:

- А сейчас в стране наша школа осталась единственной, и курсантов в ней намного убавилось.

Верно, многое изменилось в нашей державе, традиционно считавшейся морской. Повсеместно разорен флот, захирели пароходства. И все же Дальневосточное-то, скажем так, держится на плаву, держит марку крупнейшей судоходной компании страны. А следовательно, и впредь будут нужны теплоходам, чей порт приписки Владивосток, умелые и ловкие матросы, технически грамотные мотористы и сварщики.

- Подготовленные нами кадры будут востребованы, - надеется возглавляющий ВМШ Сергей Максимов. Сергей Михайлович работает в школе уже 21-й год, из них 12 - начальником. Пережил немало, но оптимизма не потерял:

- Понятно, что при нынешних условиях финансировать школу, как прежде, пароходство не в силах, но по мере возможности оно нам помогает, а квалификацию наших выпускников ценит.

Сергей Михайлович верит, что у его лучших выпускников проблем с трудоустройством не будет - как не было, например, у руководителей АО “ДВМП” Ивана Колиниченко, Станислава Лусты, капитана Виктора Трубкина, тоже окончивших в свое время Владивостокскую мореходную школу. Традиции-то сохраняются. Лишь одна утрачена - не на что теперь ее сохранять:

- Наша школа была самым демократичным морским учебным заведением, курсанты находились на полном государственном обеспечении. Сейчас мы вынуждены брать с них плату. Правда, она составляет лишь 30 процентов от полной стоимости курса обучения, проживания и питания. Но у меня на душе от этого не легче...

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера