Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Жизнь

Поговори со мною, мама!

Когда начинается новый учебный год и новые мальчишки и девчонки на уроках литературы делают пересказы и устные сочинения, я, слушая их, порой задумываюсь, почему одни ребята могут выразить свою мысль полно, интересно, грамотно, а у других речь костная, невыразительная. Что это - недоработка школы, учителя младших классов? Нет, формирование речи начинается у ребенка гораздо раньше, и помочь развить ее могут только родители.

“О чем вы разговариваете с мамой на прогулке?” - спросила я как-то пятилетнего малыша. “Ни о чем. Она только замечания делает: не ходи, не трогай, не лезь”, - ответил он. Признаться, этот ответ не слишком удивил меня. По речи мальчика было ясно, что родители если и разговаривают с ним, то мимоходом, время от времени и в соответствующем тоне. Понятно, что у такого ребенка будут трудности в школе, и очень жаль, что родители этого не понимают.

Для “бесед” с малышом вовсе не надо выбирать какие-то особенные часы (ну, может, только перед сном - время особых, задушевных разговоров). Общаться, рассуждать с ним вместе вы должны постоянно. Это совсем не сложно.

Если, допустим, в осенний денек ребенок с отцом собираются в лес, дайте ему задание понаблюдать, что изменилось с лета. И главное, не забудьте расспросить его об этом, когда он вернется с прогулки. Выслушайте, похвалите. А придет из кино, обязательно узнайте, о чем фильм, что понравилось, а что нет. Посмотрел по телевизору мультфильм - пусть поделится, что он понял, чему научился (дружбе, доброте, терпимости). Поучительны в этом плане, конечно же, наши, российские мультики. Так ребенок будет накапливать опыт наблюдения, учиться анализировать.

Если ребенок учится читать, возьмите вчерашнюю газету или старый журнал и попросите его вырезать 3 понравившиеся картинки. Подумайте вместе, какое слово (существительное или глагол) подходит к этой картинке в качестве названия. Потом расположите ваши картинки с надписями на листе бумаги в таком порядке, чтобы получилось интересное или смешное предложение. Хотя можно сочинить и целый рассказ. Скажем, на картинках изображены футболист, самолет и дорожная сумка. Вы можете придумать предложение: “Мой великолепный самолет перенесет меня на футбольный матч”. А далее сочиняйте, какая история могла там произойти.

Предлагаю еще несколько игр-приемов, с помощью которых вы можете “разговорить” своего ребенка.

“Волшебный ковер”

Выберите место в комнате, где было бы удобно рассказывать забавные истории. Положите там коврик из ванной или маленький плед и назовите его “волшебным ковром”. Сядьте на него вместе с ребенком.

Пусть малыш закроет глаза и представит, что он отправляется в Страну чудес. Понятно, он должен быть одним из героев сказки. Начните со слов: “Сегодня наш ковер-самолет полетит...” После этого ваш ребенок продолжает фразу, выбирая место, куда направится “волшебный ковер”. Это может быть Африка, Марс или зоопарк. Дальнейшие приключения - плод воображения ваших детей.

Кстати, такие игры-беседы хорошо проводить во время не столь редких у нас в крае отключений света.

Игра в “сочинялки”

А вот еще какие рассказы мы любим сочинять с сыном, коротая темные вечера. Выбираем любую игрушку и начинаем придумывать историю о ней. Например, так: “Жил-был лев по имени... Лев жил в... Он очень любил есть...” Затем сочиняем, кто бы мог быть его другом, где он любит гулять, о чем думает, просыпаясь утром, и так далее.

А зажженную свечку можно использовать для прекрасной затеи - “Игра теней”. Проецируя на стены или потолок тень от руки или каких-либо предметов, можно по ходу рассказывать забавную историю.

Одним словом, чем бы вы ни занимались, постарайтесь обязательно найти для своего ребенка тему для разговора. Готовя, к примеру, на кухне ужин, вы вполне можете обсудить, почему так называется “сахарница”, “хлебница”, “масленка”, подобрать названия продуктов на ту или иную букву.

Помните, что если в младшем возрасте научите вашего ребенка фантазировать и излагать свои мысли правильно и красиво, ему будет намного легче учиться в школе.

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера