Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Жизнь

Первый шаг дошколят

С 31 августа по 5 сентября во Владивостоке прошел семинар “дошкольного проекта” Сороса, организованный представительством института “Открытое общество” и Дальневосточным государственным университетом. Этот семинар - первая ласточка на дальневосточной земле в осуществлении международной программы Step by Step, которую специалисты определяют как переход к более демократическому стилю преподавания. О том, какие задачи ставит перед собой “Step by step”, и пойдет наш разговор с координатором проекта, проректором по инновационным программам ДВГУ Ниной Пестеревой.

- Нина Михайловна, мы всегда считали, что изначально, с дошкольного возраста, даем хорошее образование своим детям. Я не исключение, тоже воспитывалась в детсаду и помню, как с нами занимались воспитатели: учили лепить фигурки из пластилина, всяких зверушек, делать аппликации. Да мало ли чего? Значит, педагоги делали что-нибудь не так?

- Вовсе нет. У нас был свой подход в воспитании и образовании детей, и он больше склонялся к коллективизму. Если Петя нарисовал домик, то и Маша должна была его нарисовать. Все должны делать одно дело. А если Петя не хотел рисовать, его уговаривали, даже заставляли. Программа Step by Step, а мы говорим о проекте “Дошкольный возраст”, предполагает такие ключевые положения, как индивидуальный подход к обучению и воспитанию, осуществление детьми своего выбора, наличие развивающей среды и центра активности и, конечно, участие семьи. Вы видели где-нибудь, чтобы дети сами предлагали то, чем они хотят заниматься? А такие примеры у нас в России уже есть, и ребятишки уже сами высказывают желание, кто из них хочет заняться конструированием, а кто чем-нибудь другим. Это очень радует, когда дети сами делают свой выбор. А предположим такую ситуацию: ребенок увлечен игрой, но пришла пора обеда и его заставляют все игрушки сложить и убрать на место. Он это сделает, но с большим нежеланием и вряд ли потом снова захочет вернуться к прерванной игре. Вполне можно было не заставлять его это делать, и после обеденного сна он бы охотно продолжил прерванное занятие. Казалось бы, мы говорим о таких мелочах, но именно они и формируют человеческую личность.

- Как зародилась идея создать такую программу в Приморье, и именно по дошкольному обучению?

- Вы знаете, что в университете действует система “Интернет”. Она нас и вывела на эту программу. Нам импонировало то, что “Step by Step” не меняет образовательные стандарты или учебные планы той или иной страны, но позволяет преподавателям использовать новые методики при работе с детьми и родителями. Эта международная программа была разработана центром развития ребенка Джорджтаунского университета (Вашингтон) на основе современных теорий, передовых педагогических технологий, финансируется институтом Открытое общество (Фонд Сороса, Нью-Йорк).

Программа реализуется более чем в 26 странах мира, в России - с 1994 года. Она состоит из нескольких проектов: “Ранний возраст” (ясли), “Дошкольный возраст” (детский сад), “Начальная школа”. Планируется и проект “Детские дома”. Мы пока выбрали “Дошкольный возраст”. Он нас заинтересовал прежде всего тем, что на базе университета хотим открыть свой садик. Университет готовит будущих педагогов, и для нас интересны новые идеи и программы. Это с одной стороны. С другой - мы не привыкли работать в узких рамках. Для нас куда важней поделиться своими начинаниями с другими. Если говорить о содержании программы, вот некоторые ее составные: обеспечение индивидуальной деятельности ребенка, планирование на основе баланса инициативы детей и взрослых, ежедневное предоставление права выбора собственных занятий, обучение ориентированию в изменяющейся обстановке, решению проблем. А для педколлектива - освоение технологий сотрудничества с ребенком в его деятельности, организации наблюдений за детьми, оценки детских интересов и потребностей.

Нас поддержали краевое управление образования, мэрия, институт усовершенствования учителей, директора педколледжа № 1 и педагогического училища № 2, администрации некоторых городов края.

Организаторы программы во Владивостоке прошли стажировку в Америке, Москве, у нас есть своя методическая литература, учебные пособия, но всего этого, мы посчитали, пока недостаточно. Поэтому и пригласили компетентных людей - специалистов из США, Москвы, некоторых городов России, - которые читали лекции. Кстати, внедряться эта программа будет на базе детских садов в Уссурийске, Находке, Артеме и в каждом районе краевого центра: детсады № 37, 160, 164, 187 и 184.

Надеюсь, наша программа Step by Step поможет в создании сообщества, в котором учатся все - дети, учителя, родители.

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера