Первый шаг дошколят

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

С 31 августа по 5 сентября во Владивостоке прошел семинар “дошкольного проекта” Сороса, организованный представительством института “Открытое общество” и Дальневосточным государственным университетом. Этот семинар - первая ласточка на дальневосточной земле в осуществлении международной программы Step by Step, которую специалисты определяют как переход к более демократическому стилю преподавания. О том, какие задачи ставит перед собой “Step by step”, и пойдет наш разговор с координатором проекта, проректором по инновационным программам ДВГУ Ниной Пестеревой.

- Нина Михайловна, мы всегда считали, что изначально, с дошкольного возраста, даем хорошее образование своим детям. Я не исключение, тоже воспитывалась в детсаду и помню, как с нами занимались воспитатели: учили лепить фигурки из пластилина, всяких зверушек, делать аппликации. Да мало ли чего? Значит, педагоги делали что-нибудь не так?

- Вовсе нет. У нас был свой подход в воспитании и образовании детей, и он больше склонялся к коллективизму. Если Петя нарисовал домик, то и Маша должна была его нарисовать. Все должны делать одно дело. А если Петя не хотел рисовать, его уговаривали, даже заставляли. Программа Step by Step, а мы говорим о проекте “Дошкольный возраст”, предполагает такие ключевые положения, как индивидуальный подход к обучению и воспитанию, осуществление детьми своего выбора, наличие развивающей среды и центра активности и, конечно, участие семьи. Вы видели где-нибудь, чтобы дети сами предлагали то, чем они хотят заниматься? А такие примеры у нас в России уже есть, и ребятишки уже сами высказывают желание, кто из них хочет заняться конструированием, а кто чем-нибудь другим. Это очень радует, когда дети сами делают свой выбор. А предположим такую ситуацию: ребенок увлечен игрой, но пришла пора обеда и его заставляют все игрушки сложить и убрать на место. Он это сделает, но с большим нежеланием и вряд ли потом снова захочет вернуться к прерванной игре. Вполне можно было не заставлять его это делать, и после обеденного сна он бы охотно продолжил прерванное занятие. Казалось бы, мы говорим о таких мелочах, но именно они и формируют человеческую личность.

- Как зародилась идея создать такую программу в Приморье, и именно по дошкольному обучению?

- Вы знаете, что в университете действует система “Интернет”. Она нас и вывела на эту программу. Нам импонировало то, что “Step by Step” не меняет образовательные стандарты или учебные планы той или иной страны, но позволяет преподавателям использовать новые методики при работе с детьми и родителями. Эта международная программа была разработана центром развития ребенка Джорджтаунского университета (Вашингтон) на основе современных теорий, передовых педагогических технологий, финансируется институтом Открытое общество (Фонд Сороса, Нью-Йорк).

Программа реализуется более чем в 26 странах мира, в России - с 1994 года. Она состоит из нескольких проектов: “Ранний возраст” (ясли), “Дошкольный возраст” (детский сад), “Начальная школа”. Планируется и проект “Детские дома”. Мы пока выбрали “Дошкольный возраст”. Он нас заинтересовал прежде всего тем, что на базе университета хотим открыть свой садик. Университет готовит будущих педагогов, и для нас интересны новые идеи и программы. Это с одной стороны. С другой - мы не привыкли работать в узких рамках. Для нас куда важней поделиться своими начинаниями с другими. Если говорить о содержании программы, вот некоторые ее составные: обеспечение индивидуальной деятельности ребенка, планирование на основе баланса инициативы детей и взрослых, ежедневное предоставление права выбора собственных занятий, обучение ориентированию в изменяющейся обстановке, решению проблем. А для педколлектива - освоение технологий сотрудничества с ребенком в его деятельности, организации наблюдений за детьми, оценки детских интересов и потребностей.

Нас поддержали краевое управление образования, мэрия, институт усовершенствования учителей, директора педколледжа № 1 и педагогического училища № 2, администрации некоторых городов края.

Организаторы программы во Владивостоке прошли стажировку в Америке, Москве, у нас есть своя методическая литература, учебные пособия, но всего этого, мы посчитали, пока недостаточно. Поэтому и пригласили компетентных людей - специалистов из США, Москвы, некоторых городов России, - которые читали лекции. Кстати, внедряться эта программа будет на базе детских садов в Уссурийске, Находке, Артеме и в каждом районе краевого центра: детсады № 37, 160, 164, 187 и 184.

Надеюсь, наша программа Step by Step поможет в создании сообщества, в котором учатся все - дети, учителя, родители.