Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Жизнь

“Открылась бездна, звезд полна...”

“Контакт” (научно-фантастическая драма). США, 1997, 135 минут. Режиссер - Роберт Земекис. В главных ролях: Джоди Фостер, Мэттью МакКонахи, Джеймс Вудз, Анжела Бассет, Джон Херт.

С тех пор как гениальный Ломоносов написал восторженную оду о том, что “звездам числа нет, бездне - дна”, человечество продолжает неотрывно смотреть в небо. Сначала в этом пристальном взгляде было много неистовой веры и романтической надежды. Но после первых полетов в космос и того, и другого значительно поубавилось. Ни всемогущий бог, ни прекрасная Аэлита среди звезд не обнаружились. Повеяло холодом глобального космического одиночества. Фанатики-уфологи и энтузиасты-ученые еще продолжают по инерции регистрировать НЛО и работать по программе SETI (поиск внеземных цивилизаций), но остальное человечество охладело к Космосу. Мальчики нынче не напрягают мозги по поводу бесконечности Вселенной и не мечтают стать космонавтами. Девочки уже не загадывают желание, увидев падающую звезду. В наше время, когда компьютеры стали так же привычны, как и периодические отключения света и воды, многие больше не верят ни в бога, ни в черта, ни в коммунизм, ни в инопланетян. И если мы еще поглядываем на небо, то чаще всего с одним желанием - узнать, какая завтра будет погода. “Добрые ангелы, что ж вас не видно? Добрые феи, мне вас не хватает! Все-таки это ужасно обидно - знать, что никто над тобой не летает”, - писал по этому поводу Юрий Левитанский еще 20 лет назад...

Отношение к Космосу кинематографистов тоже пережило схожую революцию. “Что же, как не кино, перенесет нас зримо в иные миры, на другие планеты, расширит наш духовный мир до размеров поистине фантастических!” - восклицал когда-то Александр Довженко. Сам он, правда, хоть и женат был на Аэлите (точнее, на исполнительнице этой роли, актрисе Юлии Солнцевой), но так и не успел снять свою заветную картину “В глубинах космоса”. За него постарались другие. Особенно преуспел режиссер Павел Клушанцев: его фантастический фильм “Планета бурь” о полете на Венеру и первом контакте был настолько уникален по комбинированным съемкам, что ушлые американцы этот фильм просто-напросто присвоили себе, выпустив в прокат США под другим названием и под своими фамилиями. Но с тех пор Голливуд обжил космические просторы с присущим ему размахом - достаточно упомянуть “Звездные войны” Дж. Лукаса. Однако этот размах свел на нет священный человеческий трепет перед обаянием Непознанного. Герои сегодняшних американских фильмов, сделанных, как правило, в жанре боевика, ведут себя в Космосе, как ковбои в салуне. Где уж тут ждать философского осмысления Разума, Пространства и Времени!

Поэтому приятной неожиданностью выглядит новая картина режиссера Роберта Земекиса “Контакт”, выпущенная в начале лета на лицензионных видеокассетах. Те, кто ждал от создателя “Кролика Роджера” и “Форреста Гампа” чего-нибудь еще более хулиганского и стебового, оказались разочарованными. Это же негативное ощущение испытали поклонники развлекательных космических боевиков. Неоднозначно оценили “Контакт” и кинокритики по обе стороны океана. Американцы посчитали фильм неудачной религиозной проповедью, наши сравнили его с не лучшими образцами советской кинофантастики 60-х годов. И тех, и других смутило, что Роберт Земекис в этой своей работе удивительно серьезен и не выказывает никакой иронии по отношению к происходящему на экране.

Ирония, действительно, неуместна, если в основе фильма - одноименный научно-фантастический роман всемирно известного ученого-астронома, лауреата Пулитцеровской премии Карла Сагана, который выступил к тому же одним из продюсеров собственной экранизации. Одно дело, когда шутят ученые. Но наука сама по себе насмешек не терпит. “Контакт” - произведение строго научное. Этим и привлекает, поскольку в мировом кинематографе истинно научная фантастика давно уступила место пустому фантазированию.

Главную роль в фильме играет Джоди Фостер. С детства ее героиня привыкла глядеть на звезды, задаваясь наивно-простым вопросом: “Если мы одиноки во Вселенной, то зачем пропадает так много пространства?!” Детскую любознательность как мог поддерживал и отец. В результате из юного радиолюбителя Элли выросла в опытного радиоастронома, одержимого проблемой SETI и ждущего сигналов от братьев по разуму так, как любая другая девушка ждала бы весточки от любимого. Кстати, чтобы разбавить суровую прозу научных поисков хоть какой-то лирикой, симпатичный ухажер у Элли не замедлит появиться. Но какой! Писатель-теолог Палмер Джосс (эту роль играет модный нынче в Голливуде молодой актер Мэттью МакКонахи), который в силу своих религиозных убеждений не может разделить энтузиазма любимой по поводу инопланетян.

Поэтому, когда Элли получает-таки долгожданный сигнал из космоса, любовное ложе превращается в площадку для жарких диспутов. Научное открытие тут же оказывается под контролем высокопоставленных политиков из Белого дома. Два раза Роберт Земекис позволяет себе тут слегка похулиганить: во-первых, полученный сигнал при расшифровке оказывается видеозаписью... речи Гитлера на открытии Олимпийских игр - по иронии судьбы это оказалось первым сообщением, полученным инопланетянами с Земли; во-вторых, режиссер делает действующим лицом своего фантастического фильма... президента Билла Клинтона, искусно подвергнув компьютерной корректировке одно из его выступлений.

Самое фантастическое в фильме начинается тогда, когда последующие сигналы оказываются схемой по постройке и запуску некоего летательного аппарата, на котором можно достигнуть неведомых братьев по разуму. Элли и ее сподвижники ликуют. Оппоненты, как водится, не дремлют. И возлюбленный Палмер, и проповедник Ренк утверждают, что сигналы - это божественное послание, на что Элли отвечает, что “тогда бы оно пришло не на языке науки, а в виде скрижалей или гласа небесного”. А осторожные доводы советника по национальной безопасности по поводу возможной агрессивности инопланетян парирует: “Мы бы для уничтожения пары термитников не поехали в Африку”.

Как бы там ни было, правительство США решает рискнуть. И хотя постройка аппарата выливается в астрономическую сумму, американцы не отступают. Даже террористический акт, совершенный религиозными фанатиками во время старта, не убавляет решимости быть первыми. Хорошо еще, что запасливые японцы вместо одного аппарата выстроили два. И наша героиня, вычеркнутая поначалу из списка кандидатов на полет из-за своих атеистических воззрений (ведь вера в бога - государственная доктрина США!), все-таки оказывается единственной представительницей Земли, занявшей одноместную каюту неземного корабля...

Здесь действие фильма достигает высшей точки напряжения. Производственный антураж отходит на второй план, уступая место космической фантастике. В страхе, что полет может быть отменен, Элли повторяет как заклинание: “Я готова! Готова!” И мы вслед за ней готовы воскликнуть то же самое. Потому что уже приготовились увидеть Неведомое. Полет Элли занимает в экранном пространстве фильма считанные минуты. Но запоминается надолго великолепными звездными пейзажами и потрясенным восклицанием прослезившейся Джоди Фостер: “Господи! Какое божественное явление!”

Еще до финала становится понятным, что фильм Роберта Земекиса “Контакт” - не о контакте. Он - о Вере. Элли, вернувшаяся на Землю без всяких доказательств своего космического путешествия, имеет только один аргумент - веру в то, что она там увидела. И этот аргумент оказывается весомым для того, кто сделал веру своей профессией, - для симпатичного теолога Палмера Джосса. Так Вера помогает обрести утраченные надежду и любовь. В этом и кроется главная разгадка умного, добротного фильма Роберта Земекиса, который лично у меня возродил помимо всего прочего интерес к научно-фантастической литературе 60-70-х годов. И заставил вспомнить поэтические строчки, написанные на заре века Валерием Брюсовым:

Вы, властелины Марса иль Венеры,

Вы, духи света иль, быть может, тьмы, -

Вы, как и я, храните символ ВЕРЫ:

Завет о том, что будем вместе мы!

...В конце концов вопрос о том, одиноки ли мы во Вселенной, каждый теперь волен решать по-своему, не требуя доказательств.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера