Он почти здоровый. Но трудный...

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Ребенок неважно учится, плохо усваивает школьный материал, вроде и способный, но какой-то разбросанный. Родители привычно шипят: бестолковый. А у ребенка просто синдром нарушенного внимания с гиперактивностью, и ему нужна помощь невропатолога. Если не помочь - велика вероятность его ухода “в трудные”...
На базе городской детской клинической больницы недавно создан центр “Неврон” (тел. 251-462), его научным руководителем стала зав. кафедрой нервных болезней ВГМУ, профессор Серафима Гуляева, ведет прием зав. неврологическим отделением городской детской больницы, ведущий невропатолог края Майя Калинкина. Правда, если дети, больные эпилепсией, ДЦП, так или иначе находят этот центр и проходят уникальное лечение, то здоровые, но “неуспевающие” ребятишки никого, кроме родителей, особенно не интересуют.

- Раньше такими детьми врачи не занимались - считалось, что это издержки воспитания, бесталанность воспринималась как данное: троечник, отстающий, частенько беда для учителей - неуправляемый, - рассказывает Наталья Михайличенко, руководитель медицинского центра “Неврон”. - И лишь недавно невропатологи мира обратили пристальное внимание на такую категорию детей, выяснив: далеко не всегда дело в бездарности, просто у ребенка могут быть определенные нарушения нервной системы, когда не все клетки головного мозга полноценно “запущены” и работают. Более того, в последние годы падение интеллектуальной функции у детей растет. И специалисты называют цифру - таких ребятишек около 22 процентов. Сейчас даже появился специальный термин: синдром нарушенного внимания с гиперактивностью.

- Это что же, привычно связано с экологией или другими издержками цивилизации?

- Да, все взаимосвязано, но все же врачи говорят о более конкретных причинах: во много раз выросло число перинатальной, то есть внутриутробной патологии. Многие женщины уже смолоду сплошь больны, плюс убийственный рост инфекций, передающихся половым путем, - наследие веселых юношеских дней. А это, в свою очередь, может стать причиной каких-то нарушений в обмене веществ плода, причем нервная система ребенка, как самая уязвимая, страдает в первую очередь. И к моменту рождения клеткам мозга не хватает ряда так называемых центральных медиаторов.

- Наталья Владимировна, что же должно насторожить родителей?

- Обычно до поры до времени отставания и не видно. А вот года в 4 уже стоит пристально присмотреться. Нормально развивающийся ребенок к этому времени уже, скажем, легко называет цвета, знает геометрические фигуры, рассказывает наизусть множество стихов, удивляя взрослых гибкостью памяти: “Смотрите, шпарит всего Чуковского!” Причем это не вундеркинд, а нормальный малыш. К 6 годам читает, считает, аккуратно раскрашивает картинку - штриховка не вылезает и т.д. Конечно, ребенок может быть очень индивидуален, со своим характером. Но если ему 5-6 лет, а он с трудом завязывает шнурки (плохо развита мелкая моторика пальцев, что впрямую связано с мозгом), с трудом чертит круг и прямую линию, у него не получается лепить - специалиста это уже насторожит. К 7 годам ребенок, его нервная система должны быть готовы к школе, а наш пациент не может сосредоточиться, без конца отвлекается, импульсивен, суетлив. А иногда, наоборот, заторможен, стремится к уединению. У таких ребят нередка задержка формирования речи, не развито абстрактное мышление: глядя на картинку, описывает ее предметно и односложно, тогда как более развитой ребенок обязательно составит простенькое предложение с действием. И уж в школе-то все становится ясно даже родителям: не справляется с программой, рассеян на уроке, не поспевает за сверстниками, особенно плохо дается русский - пропускает буквы, медленно пишет. Причем с математикой, где конкретный счет, нередко все в порядке. Частенько не может завести друзей.

Родители строжат, отчитывают, сидят над уроками до ночи, даже усугубляя ситуацию: ребенок не успевает отдохнуть...

Могут быть и вовсе явные признаки невротических нарушений - заикание, энурез, навязчивые движения и т.п.

Я бы вообще посоветовала всем детям, у которых проблемы с успеваемостью, обязательно на всякий случай пройти обследование у специалиста!

- И что это за обследование?

- Вначале с помощью методики нейропсихологического тестирования мы выясняем ряд характеристик: уровень интеллектуального развития, память, насколько развито стремление к познанию и многое другое. Затем электроэнцефалограмма покажет специалисту, соответствует ли возрасту ребенка уровень зрелости коры головного мозга, ведь на каждый год - своя “картинка”-график.

- Но может же быть ребенок совершенно индивидуальным?

- Конечно! И нам важно отделить, где у ребенка 100-процентный уровень интеллекта, но есть просто какие-то невротические реакции: скажем, долго болел, пережил развод родителей, смерть близких или донельзя перегружен обязанностями, его мало хвалят, он не видит маминой поддержки, не чувствует любви. А где - произошли органические изменения в клетках мозга и нервной системы. В первом случае нужна лишь легкая коррекция, причем нередко родителям тоже. Во втором - серьезное лечение. Поскольку если не лечить, 70 процентов детей потом перейдет в разряд “трудных”, и лишь часть выправится как бы своими силами - годам к 12. А если нет? Именно из этой категории дети потом становятся известными школьными хулиганами, убегают из дому, конфликтуют с родителями, рано начинают курить, пробуют наркотики.

- Честно говоря, в таких проблемах мы признаем силу педагогики и психологии. Что тут может врач с его медикаментами?

- Очень многое. Мы предлагаем новейшее, так называемое ноотропное лечение. Раз мы имеем дело с нарушением созревания коры головного мозга, то необходимы препараты, усиливающие обмен веществ в клетке. Эти вещества известны - аминокислоты и ряд других. Они улучшают питание мозга, коррегируют его функции, нормализуют кровообращение, а значит, питание мозга кислородом, нормализуют его функции - клетки “оживают”. Плюс, конечно, общеукрепляющие меры, препараты кальция, фитина, травы. И - терпение, терпение родителей, доброжелательная обстановка в семье.

- Выходит, детские “двойки” - это наши, родительские “неуды”?

- Это бесспорно. Так что есть шанс стать по крайней мере “хорошистами”.