Образование в условиях выживания

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Настоящее время в жизни России, как и Приморского края, отмечено обострением прежних и возникновением новых проблем в области высшего, среднего и начального профессионального образования.

Обращение совета ректоров вузов, совета директоров средних профессиональных учебных заведений, совета директоров учебных заведений начального профессионального образования Приморского края к губернатору, председателю думы Приморского края, руководителям политических партий и движений, научной и педагогической общественности ко всем, кто ощущает свою историческую ответственность за судьбу молодежи, ее образование и профессиональную подготовку

В учебных заведениях нарастают финансовые трудности, следствием которых является возрастание социально-психологической напряженности среди студентов, учащихся и преподавателей, свертывание научных работ, снижение уровня учебно-воспитательного процесса, все чаще практикуется отключение от тепло-, энергосетей и водоснабжения, что не только парализует учебный процесс, но и приводит к выходу из строя дорогостоящей техники и оборудования.

Система образования подвергается неоправданным экономическим испытаниям, ставящим под вопрос ее выживание. Складывается тревожная и не поддающаяся пониманию ситуация. Президент и представительная власть предостерегают от опасных шагов по развалу отечественной высшей школы, но вопреки этому все дело ведется практически к ее уничтожению.

Усиливает тревогу и то обстоятельство, что в выступлении на пятом съезде союза ректоров вузов России председателя правительства РФ С. Кириенко мы не услышали намерений правительства что-либо твердо изменить в лучшую сторону.

Более того, налицо попытка правительства перевести полностью заботу о высшей, средней и начальной профессиональной школе на региональный уровень в связи с так называемой стесненностью федеральных финансовых возможностей.

На наш взгляд, нет и грана правды в официально пропагандируемом тезисе о ресурсной расточительности национального образования. Ведь на всю бюджетную школу государство тратит всего 1,76 процента расходной части бюджета, в то время как другие страны - до 8 процентов.

Наше общее мнение сводится к тому, что причина всех существующих неурядиц с образованием в целом заключается в отсутствии единой осмысленной и исторически взвешенной государственной политики в этой жизненно важной для страны сфере.

В крае сложилась и успешно действует система высшего, среднего и начального профессионального образования. Важнейшую государственную задачу по подготовке специалистов ведут 18 государственных вузов, филиалов, 35 средних профессиональных учебных заведений, 60 училищ начального профессионального образования. Подготовка специалистов успешно ведется по широкому спектру специальностей и специализаций, имеющих непреходящее значение для развития экономики, науки и культуры Приморья и всего Дальнего Востока. Сегодня система активно поддерживается губернатором Приморского края

Е. Наздратенко.

Мы не сомневаемся, что, следуя принятым решениям в какой бы то ни было форме, в ближайшее время будущее коснется каждого учебного заведения.

Не ограничиваясь лишь оценкой остроты момента, совет ректоров вузов, совет директоров средних профессиональных учебных заведений, совет директоров начального профессионального образования обращаются к думе Приморского края с призывом в законодательном порядке и безотлагательно рассмотреть ситуацию, складывающуюся в связи с реформой высшей, средней и начальной школы, и принять все возможные меры, чтобы предотвратить надвигающийся развал сложившейся системы образования и науки в крае.

Среди первоочередных мер считаем наиболее важными:

1. Найти возможным расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, включить в краевой бюджет, не допуская отключения учебных заведений от источников тепло-, энерго- и водоснабжения.

2. Освободить учебные заведения от уплаты краевых и местных налогов.

3. Осуществлять многоучредительство только с участием администрации края, муниципальных образований и учебных заведений с целью исключения скрытой приватизации.

4. Воспрепятствовать введению нового порядка сдачи в аренду государственного имущества, относящегося к федеральной собственности учреждений, организаций и предприятий системы образования.

5. Предостеречь от поспешных действий по коммерциализации и слиянию вузов, что может нанести труднопоправимый ущерб качеству подготовки специалистов.

Не являясь единственно возможными, эти меры в определенной степени гарантируют поэтапное решение накопившихся проблем в интересах Приморского края. Готовы к дальнейшему плодотворному сотрудничеству во имя будущего России - молодежи.