Образование в "глубинке" по-прежнему бесплатное, а проблемы - не только финансовые

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Среди родителей учеников шкотовской школы началась легкая паника: поползли слухи о том, что в школе вознамерились брать с родителей взносы за обучение. Величина взносов варьировалась в зависимости от эмоциональности родителей и от накала страстей - от 100 до 200 рублей. Корреспондент "В" обратился к директору школы Светлане Коломийциной с просьбой объяснить ситуацию.

- Слухи о платном образовании сильно преувеличены. Речь идет лишь о родительском спонсорском взносе, который узаконен уже во многих приморских школах. Я считаю, что это обосновано в условиях нынешнего финансирования учебных заведений. Люди должны уяснить, что предполагаемые деньги пойдут не на зарплату учителям, как многие считают. И это будет оформлено соответствующим образом, документально. В интересах каждого родителя сделать условия учебы своего чада относительно нормальными. Школа медленно, но верно приходит в упадок, и силами педколлектива процесс этот не остановить.

- Каков будет механизм взимания взносов?

- В сентябре я намерена обратиться с этим предложением к родителям учащихся на собраниях. Заниматься всеми документами будет общешкольный родительский комитет, в составе которого есть экономисты, бухгалтеры. Они сделают необходимые расчеты, установят сумму минимального и максимального взносов.

Независимо от сданной суммы 50 рублей планируется отдать на классы для приобретения необходимых для последующего ремонта материалов, а также обновления интерьера кабинета. Оставшиеся деньги, опять же на усмотрение родительского комитета, будут вложены в наиболее важные школьные объекты. Сейчас мы готовимся к 90-летнему юбилею шкотовской школы и планируем подновить и облагородить актовый зал. Да мало ли у нас "черных дыр", которые своим внешним видом и оснащенностью никоим образом не способствуют нормальной учебе и воспитанию детей!

- Светлана Ивановна, должна ли установленная сумма выплачиваться сразу?

- Нет конечно! Она будет распределена на год. При желании родители могут вносить деньги небольшими частями, скажем, по 10 рублей в месяц. Причем при установлении размеров взноса будут учитываться социальное положение каждого ребенка, заработная плата родителей, количество детей в семье и другое. Подход к такому вопросу будет строго дифференцированным, чтобы не пострадали и без того скромные бюджеты основной массы семей. Я думаю, что родители осознают необходимость помощи школе ради собственных же детей.

- Вы сказали, что школа готовится к своему 90-летию, 20 из которых прошли в здании так называемой новой школы.

- Некачественное строительство в первые же годы эксплуатации дало себя знать. Всему району, в частности, известны наши мытарства с крышей здания, которая была не приспособлена к нашим климатическим условиям. Дети сидели на уроках чуть ли не под зонтами, пока в 1995 году мы наконец не убедили руководство в необходимости возведения двухскатной крыши. Но за это время сырость сделала свое: многие кабинеты обросли грибком, вывести который - большая проблема.

Новая крыша также сделана с отклонениями от норм, поэтому каждый ремонтный сезон начинается у нас с одного и того же - ее усовершенствования, подстраивания под наши проливные дожди с ветрами. Надеюсь, что в этом году это дело все-таки доведут до ума, но за весь прошедший период крыша стала просто "золотой". Судите сами, стоимость ремонта по смете в 1984 году была... 68 рублей. К 1990 году с учетом прочих затрат она выросла до 9,5 тысячи, а к последнему деноминационному периоду к данной сумме прибавилось порядка 9 нулей. По нашему примеру двухскатные крыши возвели в Романовской, Анисимовской школах.

- Какие проблемы возникли у вас в ремонтный сезон-98?

- Наиболее остро и актуально стоит вопрос об откачке воды из подвала школы. Возникший там и существующий уже длительное время нерукотворный бассейн доставляет массу неприятностей. Хотя не обошлось и без курьезов, когда "водохранилище" оказало нам услугу.

В этом году перемерз водовод, который по русскому "авось" был утеплен "бэушным" материалом. Так мы "ныряли" в подвал с ведрами, брали воду для хозяйственных нужд. Сегодня уровень воды в подвале достигает 1,5-1,7 метра. Мне потребовались долгие 8 лет, чтобы доказать, что школа построена практически без дренажных колодцев. Сейчас с благословения архитектора, подтвердившего отсутствие таковых, идет подготовка к отводу воды и углублению колодцев.

Остальные мелкие дефекты и недоделки, весь перечень которых есть в докладной на имя главы администрации муниципального образования И. Синяева, возможно устранить в течение первого учебного года.

- Я обратила внимание, что панели в школе выполнены каким-то особенным способом и смотрятся весьма оригинально.

- Это как раз тот случай, когда голь на выдумки хитра. Выделенной на ремонт школы краски при всех наших ухищрениях не хватило бы и на десятую часть объектов - это при том, что кабинеты приводились в порядок силами классов. В чью-то светлую голову пришла идея использовать метод наката: на старую краску тряпками наносится новый слой в виде своеобразных разводов. Получилось неплохо и главное - очень экономно.

- Помимо хозяйственных проблем, что волнует директора школы Коломийцину перед началом учебного года?

- Очень нездоровая обстановка сложилась в педагогических коллективах района. Государство так и не рассчиталось с долгами по зарплате учителям. Не решен квартирный вопрос. В связи с этим молодые, талантливые педагоги, за которыми должно быть будущее школы, увольняются, уезжают. Мы вынуждены в этом году начать уплотнение классов в связи с нехваткой специалистов-предметников. Останется 29 классов вместо 33. Понятно, что большее количество учеников в классе отразится на учебе не в лучшую сторону.

Тягостное впечатление складывается при виде того, как живут технические работники детских учреждений. Люди вынуждены расхлебывать чье-то, не побоюсь этого слова, преступное решение, коим технический персонал отделен от остальных работников школы. У многих воспитателей шкотовской коррекционной школы-интерната, вероятно, свеж в памяти прошлогодний конфликт, когда пришли целевые деньги на выплату учителям, а воспитатели (специфика этого учреждения такова, что именно на их плечи ложится основная забота о больных ребятишках) остались при своих интересах. Так же и у нас. Учителя получили отпускные, а технички, чьими руками велось благоустройство школы, поддерживается постоянный порядок в течение учебного года, с февраля не получили ни копейки (на момент выхода материала техперсонал школы "обогатился" на 100 рублей аванса. Весьма "солидная" прибавка за 6 месяцев! - Е.М.)

- Светлана Ивановна, не хочется заканчивать разговор в таких мрачных тонах. Тем более что у вас появился положительный пример долевого взаимовыгодного сотрудничества.

- Мы действительно нашли неплохой способ привести в порядок помещение школьной столовой, которая видится в моих мечтах великолепно оформленной, по-домашнему уютной. Заключен договор с ООО "Маяк Ко. Лтд", по которому фирма проводит ремонт и оборудование помещения за свой счет. Кроме того, "Маяк" обязуется выдавать работникам школы продукты по долговым карточкам и по умеренным ценам. С нашей стороны - предоставление аренды под ритуальные мероприятия. Договор сроком на 5 лет дает возможность надеяться, что столовая в школе будет надлежащего вида.

- Забастовочный комитет педагогических школ района, пройдя все предварительные этапы, вышел на заключительный. Какие настроения в связи с этим царят в вашем коллективе?

- Несмотря на всю серьезность ситуации, большинство учителей высказываются за своевременное начало учебного года. Это не значит, что мы довольны безденежьем, просто педагоги понимают, что добиться сразу и всего невозможно. Заложниками в данном случае останутся дети.