Образ находкинца - это смешение традиций и культур

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Уже сейчас, за полтора года до этого знаменательного события - 50-летия города, началась подготовка к празднованию. ...18 мая 1950 года указом президиума Верховного совета РСФСР рабочий поселок Находка "повысили в статусе" - он стал городом. С тех пор, что называется, немало воды утекло. Были и "золотые" времена, были и в буквальном смысле застойные. К таким относят, в частности, последние несколько лет существования города.

Поэтому не стоит удивляться, если к 2000 году мы увидим много новых книг, фильмов и фотоальбомов о нашем родном городе. И уже точно известно, что в честь круглой даты в музее истории Находки полным ходом идет возведение и оформление большой экспозиции, посвященной городу. К примеру, уже готов "уголок" деревни Американки - прародительницы города. Причем представленная здесь уникальная карта-схема деревни - дело рук старожила, дожившего до наших дней, 85-летней Ксении Захаровны Костыриной.

Корреспондент "В" встретился с директором музея Галиной Коногоровой, чтобы услышать от специалиста мнение о важнейших исторических вехах в жизни Находки.

- Галина Пантелеймоновна, расскажите, что послужило толчком для того, чтобы в 1950 году Находка получила-таки статус города?

- Во-первых, ни в одном другом поселке Приморья тогда не собирались строить глубоководный торговый порт, как в Находке. Причем это были решения правительственного уровня. Ведь, к примеру, уже в 1947 году к причалу строящегося торгового порта пришвартовался первый иностранный пароход.

Во-вторых, поселок по количеству населения в буквальном смысле перерос себя. В поселковом совете на тот момент проживали 35800 жителей. Средний возраст находкинца установился в пределах 35-36 лет. К слову, в Дальнегорске в свое время решили, что удобнее оставаться поселком - это льготы и другие "преимущества".

Одновременно началось интенсивное строительство рыбного порта, Гайдамакского судоремонтного завода, рыбокомбината имени Надибаидзе, ПСРЗ, НСРЗ. Сразу же после присвоения Находке статуса города строится сеть кинотеатров, культурных учреждений.

- Чем же характерны 60-е, 70-е, 80-е годы и современность? Что осталось, так сказать, в истории?

- Город превратился в своего рода дальневосточный анклав международных связей, стал "открытым" портом в отличие от "закрытого" Владивостока. И пошло-поехало: обмен кораблями дружбы, налаживание побратимских связей. Это все зародилось в конце 60-х. А в 70-х в Находке появилось и по сей день крупнейшее транспортное предприятие страны - Приморское морское пароходство. Это было большое событие в жизни города. Экономика постепенно стабилизировалась и стала давать первые плоды.

В этих же годах развивается пищевая промышленность - строятся молокозавод, горпищекомбинат и мясокомбинат.

В 80-е все резко изменилось, и если бы не создание здесь СЭЗ, кто знает, как бы все сложилось...

Я бы не стала негативно смотреть на 90-е годы, сегодняшние дни Находки. Хорошо себя чувствует большинство крупнейших предприятий. Развивается культура. Появилось "свое" высшее образование. И Находка поэтому превращается в город студенчества, что, естественно, несколько изменит ее облик.

- А можно ли обобщить образ находкинца? Вот мне недавно один приятель сказал: "Вы все такие, находкинцы!.." Какие?

- Мы много в музее думали об этом, прежде чем начать работать над экспозицией, но так и не пришли к какому-то единому и безоговорочному мнению. С другой стороны, если взглянуть на Находку с точки зрения этнографии и демографических процессов, то обнаружится довольно самобытная, не похожая на другие города история становления современного находкинца.

Начинается она, естественно, с древних обитаний здесь народов чусо-маньчжурской группы, китайцев и корейцев. Это уже было полное "этническое взаимопроникновение". В XIX веке здесь появились пришлые люди - русские. Произошло еще одно смешение культур и традиций. Далее - переселенцы 1907 года, приехавшие сюда после столыпинской реформы. Там была большая группа украинцев, белорусов и русских. В начале века на месте современной Находки располагалось немало китайских и корейских хуторов, самый известный из которых Дон-Хо-Дон.

Потом был период затишья, пока в конце 30-х годов здесь не построили транзитный лагерь. Многие из заключенных туда японских военнопленных позже остались жить в Находке. Тогда жизнь поселка была характерна своей преступностью, большим количеством уголовного элемента, и уже в то время район Пади Ободной зарекомендовал себя как самый криминальный в Находке. Еще один новый всплеск переселения в наш город начался после войны и имел продолжение в застойные годы. Связан он был главным образом с мощным индустриальным развитием территории.

В 40-50-е годы в связи со строительством заводов и портов, после традиционных комсомольских призывов пошел массовый приток рабочей силы и специалистов высшей категории. Так, часть работников-судоремонтников прибыла из Владивостока, с Дальзавода.

Я росла в Спасске-Дальнем, и оттуда очень много жителей переехало в Находку, естественно, от этого выигрывала находкинская промышленность и проигрывало спасское сельское хозяйство. В западные районы страны выезжали представители предприятий и вербовали людей: "Ай, как у нас там хорошо!". Это была официальная государственная политика. Столыпин в начале века формально создал для переселения все экономические условия - чтобы крестьянин сам собрал свой скарб и уехал на восток. То же самое предлагали и во время "вербовок" в застойные годы. Но по большому счету и в том, и в другом случае находкинским иммигрантам рассказывали "красивую сказку".

Но тем не менее молодому и быстро развивающемуся городу требовалось как можно больше рабочих рук. И они в буквальном смысле поступали со всех концов Союза. В 70-х строился Восточный порт - всесоюзная комсомольская стройка. В 80-е - молодежный жилищный комплекс. Все хотели заработать квартиру.

- А как себя все это время чувствовала местная интеллигенция, "представители умственного труда", по определению В. И. Ленина?

- Это неожиданный вопрос... Во всяком случае медики и учителя не страдали от безденежья, как сейчас.

Здесь в целом интеллигенции пришлось труднее, чем в центральных районах страны. Были предоставлены сами себе. И даже сейчас наша местная "богема" вспоминает о какой-то той задушевности и объединенности интеллигентов в маленьком городке. Самые закоренелые из них, кстати, были еще старорусской закалки. Устраивали в своем кругу встречи, концерты...

- У музея истории города уже наверняка выработан план мероприятий к 50-летию Находки...

- Мы мечтаем открыть полную и постоянную экспозицию истории Находки. Но все зависит от администрации города, ее финансовой помощи. И больше ничего не нужно, материал у нас имеется в полном объеме. Считаю, это будет лучший подарок городу.