Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Жизнь

Новые русские староверы

Третьеклассник Матфей мечтает стать епископом. Но это уж, конечно, совсем далекая мечта. Гораздо ближе другое: Матфею нужно срочно научиться читать на старославянском, тогда батюшка Александр - священник и его родной папа - возьмет сына в чтецы, и Матфею позволено будет входить в алтарь.

В селе Суходол появилась община православных христиан-старообрядцев

В командировку к старообрядцам коллеги нас провожали напутствием: возьмите свою посуду - они после гостей обязательно кружку выбрасывают, да и вообще стараются держаться подальше.

Справка “В”. Раскол в русской православной церкви произошел в XVII веке, когда часть верующих ушла за церковными реформами патриарха Никона. Оставшихся в изначальной вере стали называть староверами. Староверов преследовала царская власть, в годы становления советской власти тысячи православных - как староверов, так и “новообрядцев” - сгинули в лагерях...

Старообрядцы поселили нас в своем доме, сердечно усаживали за скромный стол и охотно отвечали на любые вопросы. Во первых строках предупредив, что с “литературной” колоритностью таежной семьи Лыковых у них мало общего: вера - да, старинная и неизменная, а вот быт - обыкновенный.

Впрочем, необыкновенности и колорита хватило с верхом. Во всем. Начиная с того, как эти люди пришли к Богу.

Истовый диак, истовый...

В Суходоле их пока немного - семья Елисеевых, семья батюшки Александра да несколько несемейных. Обжились в заброшенных помещениях бывшего вертолетного гарнизона. Взяли в аренду и привели в порядок полуразрушенное здание гарнизонного садика, поселились сами (у Елисеевых трое детей) и сделали здесь странноприимный дом - для гостей, для мятущихся, ищущих или просто неприкаянных. Завели огород, козу, кур. За мизерную цену купили заброшенную воинскую столовую и, возведя “луковку” с крестом, устроили православную церковь.

Скажи десяток лет назад товарищам по комсомолу, что Эдуард Елисеев будет одним из основателей старообрядческой церкви в Приморье, те бы покрутили у виска. Молодежный центр в Большом Камне, громкие комсомольские акции, рок-фестивали, канал на местном телевидении - это Елисеев. Неформальный лидер, племянник, между прочим, первого секретаря райкома партии. Выпускники режиссерского факультета Хабаровского института культуры, Эдуард с женой Ириной прошли свой “политический” путь сполна. Так же сполна вдруг заинтересовались... Кришной. И в Суходоле появились люди в оранжевых одеждах, с бубнами, мантрами и хвостиками на макушках.

“В поселке Врангель мы помогали как-то летом строить старообрядческую часовню, там встретились с владыкой Силуяном, и я вдруг почувствовала, что пришла... будто домой, к родным”, - рассказывает Ирина.

“Все в жизни было неспроста, - говорит Елисей (так после крещения наречен Елисеев). - Потребность в духовных знаниях была еще в студенчестве. Но многие годы совершенно искренне искал их у Маркса и Ленина. Потом понял: здесь на словах одно, на деле - другое. Когда пришла свобода веры, как слепой котенок, со страстью жаждущего, ринулся куда попало, что под руку попадалось. А попались Оле Нидал, восточные философии. Пока-то до Церкви дошел... Когда костяк общины принял крещение в древлеправославии и требования к общинной жизни стали строже, многие не выдержали - уехали...”

- Это все сатана сети расставлял, - деловито вмешался в разговор Матфей. - И папа, и дядя Елисей сейчас грех замаливают. И я.

- А ты-то в чем грешен? Ты же маленький еще был?

- Грешен. Буду молиться. А вообще-то в школе не знают, что мы из староверов. Не хочу говорить. Будут поповичем обзывать.

- А про меня знают - и ничего, - тараторит его ровесница, большеглазая Сашенька.

“Мы все - творение божье...”

“Кружки после гостей выбрасывать - беспоповцы придумали. Это крайности, вера тут ни при чем, - горячится Елисей. - А мы обыкновенные люди, и к врачам ходим, и телевизор смотрим. В меру”.

Детям по телеку разрешается смотреть только мультики, документальные и учебные программы. Кино и все прочее считается лицедейством, противным Богу. Староверы светских песен не поют, не танцуют, стремясь во всем сохранять благочестие. В церковный праздник после храмовой службы собирается на праздничную трапезу вся община - большая семья. Венчание, именины, крестины - все идут поздравлять, одаривают кто чем может. Здравицы, шутки, тосты, пение духовных стихов, исторических песен... 4-летний Илюшка, тихим вечером строя что-то из кубиков, напевно бормотал себе под нос: “Пресвятая Троице, помилуй нас, Господи Исусе Христе, Сыне Божие, помилуй на-а-ас”.

Староверы всегда считались крайне патриархальными людьми, живы их жесткие семейные, бытовые каноны и сейчас.

Бороды мужчины не бреют, женщины категорически не пользуются косметикой - каким Бог создал человека, таким он и должен быть. Стараются всегда носить поясок (“он связывает с Богом”). В церкви мужчины в кафтанах, женщины - в сарафанах до пят, голова всегда покрыта платком. “Ничего не выдумано, все записано в канонах, идет из древности. Как же можно “улучшать” слово Божье?!” - объясняет Елисей. “Но жизнь-то изменяется?” - пытаемся понять мы. “Жизнь - да, но духовные устои, Библия - почему они-то должны стать другими?”

Дети воспитываются в умеренной строгости, великом почитании родителей. “За непослушание могу и строго наказать, дети знают, что наказываю не их, а бесов, которые мутят душу”, - говорит Ирина. Предохраняться от беременности - грех. “А будет у вас четвертый, пятый - как жить-то?” - удивляюсь. “Есть в наших семьях и по семеро детей - живут, трудятся на земле, и Бог не оставляет. Никто не жалуется. Быт у нас аскетичный”. “Человек в мир голым приходит - голым и уходит, - добавляет Елисей. - Только спасен не каждый будет. Мы поняли, зачем пришли в этот мир. Наше назначение - свою душу спасти и другим дать такой шанс”.

Молятся старообрядцы много, часто, истово. (И говорят, что долгая молитва не отнимает, а укрепляет и придает силы.) Матфей и в школе успевает перед обедом и после пошептать. Воскресная молитва занимает долгие часы, взрослые выстаивают ее на ногах.

Сюда, в церковь в Суходоле, приезжают единоверцы со всего Шкотовского района, из Владивостока, Уссурийска, других мест. Здесь в феврале прошел уже третий съезд древлеправославных общин Приморского края Русской православной старообрядческой церкви. Причем уже в который раз сюда приезжают староверы Австралии, Аляски: тамошние русские общины бережно сохраняют свои религиозные традиции, язык, культуру.

В Большом Камне издают газету “Русь православная”, альманах “Алтарь России”, что расходятся по всей стране. Ожили староверческие общины, нет-нет, да возвращаются к своим корням потомки-атеисты, интересуются.

...Вечер в доме. Вернулся с копки картошки Саша - молодой парень, второй год трудится при церкви. Приехал со службы Елисей. Завершились дневные хозяйские хлопоты Ирины, поужинали, помолились. Елисей пошел плести лестовки - своеобразные старообрядческие четки: на кожаном пояске - петли, в каждой - свиток с молитвой, пальцы перебирают, мысли к Богу обращаются. Лестовок нужно много - они разойдутся по всем старообрядческим общинам России.

Ни радио, ни телевизор не работают, течет неспешный разговор, дети крутятся тут же. Тишина. Не просто деревенская - патриархальная. Остро ощущаешь: здесь все другое, ритм жизни, мысли, темы. Зачем они заставляют детей молиться? “А зачем ваши смотрят “ужастики”?” Как им не тоскливо тут прозябать, не ощущая пульса мира? “А вам - переживать раздоры, стрессы, злобу ближних?”

Как хорошо, что настало время спокойного признания, что мы все - разные, и вера - разная, и стиль жизни - тоже. И как нам нужны терпимость, спокойный поиск истины. В этом была бы величайшая мудрость бытия.

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера