Новая русская фантастика похожа на памперсы и жвачку

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Нынешнее положение дел в российской фантастике вызывает противоречивые мысли. С одной стороны, рождается много новых авторов, издательства охотно запускают новые сериалы, состоящие исключительно из русифицированных произведений, некоторые книги приобретают всенародную популярность и их читают даже “чайники” (ярчайший пример - “Волкодав” Марии Семеновой). Усилившаяся конкуренция, как и положено, идет на пользу качеству, и сейчас уже редко встретишь откровенное барахло наподобие чудовищных опусов Вилли Конна

И вот, в этот триумфальный для отечественной фантастики момент, впору говорить о кризисе. И никак иначе! Все просто - сознание писателей и читателей подверглось изменению. И те, и другие стали относиться к книге как к товару. Вышеприведенная схема “пишут-продают/покупают-читают” совершенно неадекватно отражает ситуацию, а вот цепочку “производят-продают/покупают-потребляют” помимо памперсов, жвачки и презервативов можно в полной мере применить и по отношению к книгам.

Если раньше писатель представлялся этаким Демиургом, с любовью творящим новые миры и реальности (при этом принося их в дар благодарному человечеству), то теперь фантаст - это мастер-ремесленник, озабоченный лишь тем, как бы побыстрее сляпать очередную вселенную и втюхать ее как можно большему количеству покупателей. Не такой ли торопливый ремесленник создал и нашу с вами неустроенную реальность?

К сожалению, интересам рынка подверглись и некоторые лидеры российской фантастики. Перу красноярского писателя Андрея Лазарчука принадлежит одна из вершин русскоязычной фантастики “Опоздавшие к лету” - цикл произведений в форме от рассказа до романа, объединенных общей идеей. Об этом произведении не расскажешь в двух словах, замечу лишь, что Лазарчук прошел по следам братьев Стругацких и что в данном случае ученик оставил позади Учителей. Но в последних работах писателя словно утерян некий нерв. Романы “Транквилиум”, “Посмотри в глаза чудовищ” (совместно с М. Успенским) и “Все способные держать оружие” - это всего лишь “фантастика ради фантастики”. Развлекательные книги, правда, необычайно хорошо написанные.

К счастью, еще встречаются фантасты, которые просто не могут относиться к книгам как к товару. Среди них - Вячеслав Рыбаков. Каждая его книга - это размышления на нравственно-этические проблемы, настоящий подарок для ценителей.

Нельзя не отметить другого питерского писателя - Андрея Столярова, самобытное творчество которого трудно втиснуть в какие-либо рамки. Кроме того, Столяров - признанный мастер “малых форм”, многие его рассказы и повести были удостоены премий.

Можно назвать еще несколько имен, но в общей картине это ничего не изменит. Остается лишь призвать читателей не быть потребителями, а вооружиться собственным вкусом и терпеливо отделять зерна от плевел. К сожалению, иногда это больше напоминает поиск иголки в стогу сена.