Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Жизнь

Немного коварства и много любви в отсутствие денег

Актерская труппа театра им. Е. Вахтангова - Алла Ларионова, Марианна Вертинская, Вячеслав Шалевич и Михаил Воронцов в Приморье не впервые. Год назад зрители уже видели постановку “Коварство, деньги, любовь”, сделанную по мотивам “Голубой книги” М. Зощенко. Видели и оценили. А потому вновь пришли получить заряд положительных эмоций от озорного и актуального по сей день спектакля. Нет нужды указывать звания актеров - имена говорят за себя сами, но ошибочно думать, что у звезд и жизнь сплошь “звездная”. Есть в ней и грустное. Эта интонация порой проскальзывала в беседе, а говорили обо всем - о времени, о жизни, о творчестве. И о кинематографе, ведь именно он принес каждому в свое время широкую известность. Это кино, как первая любовь, не забывается и поныне...

“Когда мы были молодыми...”

ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: - Когда смотрю наши старые фильмы - даже меня слеза прошибает. Ведь все мы соскучились по простоте, доброте, святой наивности, по высоким идеалам. Мы истосковались по возможности прославлять себя и свое Отечество. Раньше наше кино эту возможность предоставляло, потому что делалось с любовью к людям и получало в ответ зрительскую влюбленность и душевную привязанность...

Мой дебют в кино состоялся 40 лет назад и был на редкость удачным: я сыграл Швабрина в экранизации “Капитанской дочки”. Встреча с пушкинской прозой для каждого актера - великое счастье и великая ответственность. Увы, больше с классическим репертуаром я в кино не встречался. Но хорошие роли были, которые основывались на интересной литературе. Например, образ белого офицера Кутасова из фильма “Красная площадь”. Это был глубокий характер и великая тема. Или взять “Семнадцать мгновений весны”. У Татьяны Лиозновой я снимался и раньше в картине “Три тополя на Плющихе”. А вот в свой сериал про Штирлица она меня не пригласила - не нашла мне места среди лощеных немцев. Но потом все-таки сделала из меня американца, увидев во мне Аллена Даллеса. В этом фильме каждая актерская работа в результате получилась уникальной. Потому и смотришь его каждый раз с удовольствием...

АЛЛА ЛАРИОНОВА: - Мой роман с кино начинался бурно. Потому что одновременно это был роман с Николаем Рыбниковым. Оба романа оказались на всю жизнь...

А первая роль в кино была просто сказочной! В прямом и переносном смысле: я играла невесту главного героя Любаву в киносказке А. Птушко “Садко”. И вместе со мной дебютировала в кино женщина неземной красоты - Лидия Вертинская. Она изображала птицу Феникс. В кадре мы с ней не встречались, но когда я увидела ее на экране - была буквально околдована этими изумительными раскосыми глазами. Лишь позднее я узнала, что Лидия Владимировна - жена того самого Вертинского. И кто бы мог подумать, что через год я буду сниматься со знаменитым певцом в одном фильме! (А сегодня играть с его дочерью один спектакль. - Авт.) Вертинский играл в “Анне на шее” роль князя. Он и был князем, человеком из чудесного прошлого. Как он мучил костюмеров, которые шили ему наряд! Его заботили каждая складка, каждый шов. В этом человеке была бездна шарма. Как-то он спросил: “Аллочка, что вам подарить?” Немея от робости, я ответила: “Я попросила бы у вас, если это возможно, вашу пластинку”. Ведь настоящих пластинок Вертинского тогда не выпускали, были только самодельные записи на рентгеновских снимках. Александр Николаевич вздохнул и сказал: “К сожалению, у меня их только две. Я их привез из Харбина и хотел бы оставить своим дочерям”. На съемках он часто рассказывал о своем доме, о семье, о своих прекрасных дочурках, которые иногда ладили между собой, иногда не ладили, вели себя частенько не так, как все нормальные девчонки, и в результате выросли артистками. Марианна удивительно похожа на отца - манерами, жестами, походкой!..

МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - Кино не было основной профессией родителей. Но они запомнились и своими немногими ролями. Папа появился на экране первый раз еще в немом кино - в 1912 году. А за роль кардинала в фильме “Заговор обреченных” даже получил сталинскую премию. Мама была художницей, но из-за необычной внешности ее не раз “сватали” на экзотические роли. Кто не помнит ее женщину-змею из фильма “Королевство кривых зеркал”?..

Неудивительно, что родители привили нам с Настей любовь к кино. Мы с сестрой вообще росли в богемной атмосфере. Наш дом всегда был полон людьми искусства, артистической молодежью. Когда папа возвращался с гастролей, ставились столы, бабушка готовила, и затевались многолюдные сборища. Этот артистический дух, витавший в доме, повлиял на выбор профессии. Анастасия в 15 лет снялась в “Алых парусах”, я - в “Високосном годе” у А. Эфроса. Потом мы поняли, что нужно учиться, и поступили в училище Щукина. Настя училась на одном курсе с Никитой Михалковым. Там они полюбили друг друга...

- Две семейные династии - Вертинские и Михалковы - уже оставили след в русской культуре. Ее будущее - за такими семьями?

МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - Не знаю... Талант не всегда закладывается генетически и передается по наследству. При чем тут семьи? Вон Алла Дмитриевна выросла в простой рабочей семье, а какой актрисой стала! Чего стоит ее “Анна на шее”. А с другой стороны, дети Ларионовой и Рыбникова в артисты, насколько я знаю, не рвутся...

- Улыбчивое лицо Николая Рыбникова до сих пор не тускнеет в зрительской памяти. Ему везло на хорошие фильмы - проходных ролей у Рыбникова не было...

АЛЛА ЛАРИОНОВА: - Да были, были... Взять, к примеру, картину “Семья Ивановых”, где мы с ним вместе снимались. Казалось бы, все предвещало успех: сценарий Юрия Нагибина, постановка Алеши Салтыкова, привычный и любимый зрителями дуэт Рыбникова и Мордюковой. Но на премьере нас покоробило, что в финальной трагической сцене, где героиня Мордюковой умирает, зрители смеялись. Не случайно эту ленту теперь не показывают. Но я совсем не понимаю, куда делась картина “Кочубей”, где Коля сыграл одну из своих замечательных ролей? И куда исчезла еще одна наша совместная работа - прекрасная картина Лукова “Две жизни”, в которой снялось целое актерское созвездие - Тихонов, Дружников, Володина, Свердлин, Юматов, Жизнева, Гурзо, Гоголева? Странно, что наше телевидение крутит одну и ту же обойму старых фильмов, как будто ничего другого не снималось!..

ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: - Наше телевидение любит, когда платят ему, и не любит платить кому-то. Я хотел, чтобы к моему юбилею был показан фильм “Хоккеисты” - хороший, но уже забытый многими. Так за него запросили солидную по тем временам сумму - 2 миллиона. Вот и смотрим мы то, что “ОРТ” удалось закупить когда-то по дешевке, а другие фильмы у Госфильмофонда не покупает, деньги жалеет.

МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - Благодаря такой политике многие остаются в памяти зрителей актерами одной роли...

“Здравствуйте! Вы еще живы?!”

- Как объяснить, что одни актеры старого поколения, чья слава пришлась на 50-60-е годы, по-прежнему снимаются, а другие - нет? Это зависит от таланта или от напористости?

МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - Это зависит от режиссеров. И от тех, кто платит деньги. А те, кто платит сегодня, этих актеров и в лицо-то не знают. Я не востребована в сегодняшнем кино так же, как и Терехова, Лужина, Болотова.

АЛЛА ЛАРИОНОВА: - Тут дело случая. И везения. Мы с Рыбниковым прожили тридцать и три года, только что не умерли в один день... Когда Коли не стало - у меня был жуткий шок. Ни работы, ни денег, ни просвета, ничего. Глухо. Спасибо Славе Шалевичу, что пригласил в спектакль. Теперь я немножко ожила.

ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: - Многие просто подавлены сегодняшним временем. Повезло тем, кто в театре - это хоть какая-то отдушина. У других нет ничего, кроме скромности и гордости. Миша Кононов, красавец Володя Гусев и прочие - бедствуют. Теперь проще увидеть себя в передаче “Чтобы помнили...”, чем в каком-то фильме. Ко мне на гастролях в Сибири подошел зритель: “Здравствуйте! Вы - мой любимый актер. Я думал, вы умерли”. Смешно и грустно. Самое обидное, что за последние три года я снялся в семи картинах. И кто их видел?..

“Благодетель наш, Никита Сергеевич...”

- Как вернуть зрителей в кинотеатры?

ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: - Полюбить их. Сдается мне, что сегодняшний кинематограф их совсем не любит. Никита Михалков на последнем съезде кинематографистов блестяще это доказал. И он прав, убеждая коллег повернуться лицом к зрителю.

МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - Современному кино не хватает героев. Нынче в героях ходят воры и наркоманы. Смотришь телевизор - и приходишь в ужас. “Голубенькая смерть ума”, - так сказала Белла Ахмадулина. Но ведь в реальной жизни больше простых, честных, нормальных людей, совершающих каждодневный незаметный подвиг. Именно они достойны внимания. Кинематограф обязан создавать положительную ауру!

АЛЛА ЛАРИОНОВА: - Мы все очень надеемся на Никиту Михалкова, который возглавил сейчас наш кинематограф. Он человек порядочный и богатый одновременно - что большая редкость. Мне импонирует его отношение к старикам: сейчас он возрождает Дом творчества, льготы, благотворительные фонды. Конечно, у него немало противников. Но справедливость должна восторжествовать...

- Исходя из названия вашего спектакля, я хотел бы напоследок спросить каждого из вас: чего в вашей жизни было больше - коварства, денег или любви?

МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - По-разному в разные моменты жизни...

АЛЛА ЛАРИОНОВА: - Коварство было. Денег не было. Но любовь все скрашивала...

ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: - Хватало и того, и другого, и третьего. Хотя денег, конечно, нынче не хватает. Но есть свой театр, есть партнеры по сцене - великие актеры. И есть любовь зрителей. Здесь, в Приморье, мы еще раз в этом убедились!..

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера