Недоверчивому читателю - о системе профтехобразования

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В фильме Андрея Тарковского “Жертвоприношение” главный герой ведет своего сына по пустынной каменистой дороге к одинокому сухому дереву. В руках у мальчика - ведерко с водой. Отец говорит сыну: “Если человек каждый день, понимаешь, мальчик, каждый день будет делать свое дело, невзирая ни на что, то жизнь изменится к лучшему. Даже сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет”.

Наше дерево уже не только зацвело, но и принесло свои плоды. Нам пришлось пройти через огромные трудности. Сложные приходят к нам ребята - “трудные” подростки с зачерствевшей душой, зачастую с преступным прошлым. Но рядом с внимательными педагогами, опытными наставниками им и тепло, и надежно. Оттаивают детские сердца, почувствовав заботу о себе. Кто еще это сделает? Кто расскажет молодому поколению об истинных ценностях, поможет в обыденном увидеть прекрасное, понять героическое, не даст потерять свое человеческое достоинство? Учитель. От него мы ждем терпения и неустанного труда, постоянного обновления своих знаний. Учитель всегда был призван творить добро. Именно поэтому настоящий учитель всегда остается в нашей памяти, в нашем сердце.

Системе профтехобразования почти 60 лет. За эти годы через нее прошли миллионы российских рабочих и специалистов. На сегодняшний день в России работает 4050 учреждений начального профессионального образования, в которых обучается 1,7 млн. человек. Ежегодно около 800 тысяч молодых людей становятся квалифицированными рабочими и специалистами, получив первую в своей жизни профессию.

Да, и ребята к нам идут, и учителя-профессионалы, и компьютерные кабинеты имеются, и лечим мы детей, и кормим, и в санаториях они отдыхают, и стипендии получают, но ничего бы мы не сделали, если бы не помощь губернатора края Евгения Ивановича Наздратенко. Ни для кого не секрет, что за последние пять лет средства из федерального бюджета на организацию учебно-воспитательного процесса практически не выделялись. Вот здесь нам и потребовалась помощь человека, осознающего всю важность этой статьи расходов.

Для оказания действенной помощи системе профессионального образования была рождена программа развития системы начального профессионального образования в Приморском крае на 1998-2001 годы.

Главная цель программы, утвержденной губернатором края, - обеспечить соблюдение провозглашенного в Российской Федерации приоритета образования как основного положения государственной политики, сохранить и развить потенциал системы начального профессионального образования в интересах личности и государства.

А основные задачи таковы:

- обеспечить бесплатное доступное образование, развить разноуровневое, многоступенчатое обучение;

- разработать инновационные и информационные технологии, ввести в образование современные компьютерные технологии;

- издавать учебную и методическую литературу.

Не забыли и о социальной защите работников этой системы, об охране и укреплении здоровья учащихся, об их социальной реабилитации.

По представлению губернатора края думой была принята краевая целевая программа “Социальная реабилитация подростков, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования”, которая позволяет осуществлять оздоровление сирот, учащихся, оставшихся без попечения родителей, а также подростков из малообеспеченных семей (а таких у нас 70 проц.). На выполнение данной программы планируется выделить 27 млн. руб. за счет краевого бюджета.

А каково состояние начального профессионального образования в крае? На 1 января 1999 года учащихся у нас - 24707 человек, в том числе 15187 - обучающихся на базе основного общего образования, 3079 - не имеющих основного общего образования. 1945 - это те, кто потерял работу и получает новую профессию. В крае работает 42 профессиональных училища, 10 лицеев, 6 училищ при Министерстве юстиции Российской Федерации; они готовят кадры по 65 профессиям и 125 специальностям. В этой системе занято 847 преподавателей и 950 мастеров профессионального обучения. Конечно, цифры - вещь скучная, но убедительная.

Наши учебные зведения приспосабливаются к рынку, осуществляют подготовку кадров по новым профессиям и специальностям, в том числе и переподготовку. Все это снижает социальную напряженность, уменьшает уровень безработицы. У отчаявшихся людей появляется статус ученика, лицеиста, статус работающего человека, а значит, человека, уверенного в том, что он справится с жизненными неурядицами.

Не надо бояться профтехучилищ! Получая среднее образование и профессию, новоиспеченный специалист начинает задумываться и о высшем образовании. Очень многие наши выпускники поступают в вузы. У учащихся появляется уверенность в себе, в своих способностях. В этом им помогают психологи. Введение новой должности во многих учебных заведениях уже подтвердило их значимость.

Наши преподаватели и мастера работают по новой учебно-программной документации, соответствующей государственным образовательным стандартам, разрабатывают тесты контроля качества подготовки кадров.

Мы не стоим на месте. Начат процесс реорганизации сети профессиональных образовательных учреждений. Произведено укрупнение профессионального лицея № 43, училищ № 14 и 2, № 1 - путем присоединения к ним лицея № 44 и училищ № 46, 48, 22, 8.

В 1997-1998 годах открылись новые профессиональные училища в поселках Ольга, Терней, Лазо. Ни одно учебное заведение не было закрыто.

На недавнем совещании, выступая перед начальниками региональных органов управления начального профессионального образования, министр общего и профессионального образования РФ Владимир Михайлович Филиппов говорил о тех задачах, которые предстоит решать органам управления профессионального образования на местах. Самое интересное - это работа по развитию региональных экспериментальных площадок и восстановлению системы контроля за качеством содержания образования и знаний учащихся.

Понятно, что с задачами средней и высшей профессиональной школы тесно связана и задача сохранения и развития начального профессионального образования.

Министр также говорил об учебном книгоиздательстве, о стандартах обучения, которые вносят единство в систему обучения. И наконец, об обеспечении текущего финансирования подведомственных учреждений начального профессионального образования. То есть о создании нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять многоканальное финансирование наряду с федеральным, - в первую очередь региональное и муниципальное. В нашем крае эти задачи благодаря поддержке Евгения Ивановича Наздратенко четыре года подряд благополучно решались.

Особое внимание уделяется социальной защите учащихся-сирот, подростков, оставшихся без попечения родителей, а также из малообеспеченных семей. Более 700 человек этой категории подростков находятся в учебных заведениях на полном государственном обеспечении. Все они обеспечены одеждой, обувью, полноценным питанием, летом побывали и поправили свое здоровье на имеющейся собственной базе отдыха “Юность”. Жизнь каждого из них на период обучения застрахована. В 1999 году предполагается на базе отдыха “Варяг” дополнительно провести оздоровительные мероприятия для подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Премии губернатора преподавателям и мастерам производственного обучения, губернаторские стипендии учащимся, оказание практической помощи в приобретении оборудования и ремонте зданий и сооружений - это неполный перечень того, что делает администрация Приморского края для сохранения нашей системы.

Однако несмотря на то, что в новых экономических условиях мы выстояли и успешно работаем, существует ряд проблем.

Необходимы дополнительное бюджетное финансирование на содержание и развитие материально-технической базы и покрытие расходов на коммунальные услуги;

- разработка достаточной нормативно-правовой базы;

- увеличение возможностей образовательной системы в создании условий для улучшения социального положения и здоровья учащихся.

Ежегодное уменьшение финансирования привело к износу учебного оборудования, разрушению зданий. В результате слабого материально-технического обеспечения снижается уровень профессиональной подготовки кадров, их конкурентоспособность, нет возможности использовать современные технологии обучения.

Но в то же время снижение доходов населения подняло престиж начального профессионального образования, так как это единственная возможность для ребят бесплатно получить и образование, и профессию. Об этом красноречиво говорят цифры. План приема 1998 года был выполнен раньше намеченного срока и с перевыполнением на 1110 человек. Во многих учебных заведениях конкурс был 2, 3 и даже 6 человек на одно место. В числе наиболее популярных оказались профессиональные лицеи № 38, 11 (Владивосток), № 15 (Большой Камень), № 18 (Находка), профессиональные училища № 24 (Артем) и № 1 (Владивосток).

Еще Гельвеций сказал: “Гуманность - сгусток всех других добродетелей”. Так будем же творить добро. Наша задача не просто нести знания детям, а воспитать поколения новых и новых людей, идущих на смену друг другу, которые будут служить России.