Не всякий сочинитель - композитор

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Секретариат Союза композиторов России учредил во Владивостоке свое представительство, которое возглавил Александр Гончаренко. Кроме творческой работы на него возложена важная миссия воспитания музыкальной культуры не только у населения Приморского края в целом, но и в среде самодеятельных исполнителей и создателей музыкальных произведений.

- И в том есть настоятельная необходимость, - считает Александр Терентьевич, - ибо мы сегодня живем в условиях хаоса - политического, экономического, образовательного и в том числе музыкального. Как любой спекулянт нынче вправе называть себя предпринимателем, так и всякий музыкант, способный придумать мелодию, начинает примерять на себя лавры композитора.

Но ведь не каждый, умеющий рифмовать строки, считается поэтом. Так почему же такое возможно в музыке? Да потому, что процесс этот пущен на самотек, и сочинители многих песен сомнительного свойства получили за свои или спонсорские деньги свободный доступ к самой широкой аудитории, приучая ее к восприятию низкопробных однодневок. Мало того, и в оценке такого творчества средства массовой информации опираются не на мнение профессионалов, а на дилетантские суждения репортеров типа нравится - не нравится. Да простят меня журналисты, но такой подход культивирует в читателях музыкальное невежество. И какие после этого у людей могут быть сомнения в качестве предлагаемой ему музыки - ведь она создана “композиторами”. Взять хотя бы распространяемые в последнее время по Владивостоку разного рода, с позволения сказать, песни на злобу дня. Ведь, кроме конъюнктурщины, других достоинств в них не найдешь днем с огнем.

- Но разве не может талантливый человек с музыкальным образованием написать хорошее произведение?

- Вполне. И пишут, и многие достойны всяческой похвалы, и даже могут называться композиторами, но только с обязательным уточнением - самодеятельными! Потому что профессиональное композиторство основано на специальном образовании, знании законов гармонии и широчайшей музыкальной эрудиции. Этому даже талантливые люди учатся в консерваториях не один год. Их творчество совершенно оригинально и без всякого намека на плагиат, чем часто грешат любители. Поэтому у нас так малочислен Союз композиторов по сравнению с другими творческими союзами, что слишком большие требования предъявляются к профессионалам.

- Вернемся к нашим талантам...

- Да, среди местных авторов есть безусловно талантливые люди, но композиторами в полном смысле слова они называться не могут не только потому, что не имеют специального образования, но и потому, что в силу этого не достигли профессиональных высот. Вы думаете, я не представлял в нашем Союзе кандидатуры некоторых самодеятельных композиторов - Анатолия Тихонова, Николая Горлача или Анатолия Калекина? Они пишут много, работают плодотворно. Но за одни только песни, пусть даже гениальные и часто исполняемые на местных сценах, в Союз композиторов не принимают. Для этого кроме таланта нужны специальные знания, позволяющие творить в разных жанрах музыкального искусства.

Я не против того, чтобы способные люди сочиняли песни и другие произведения. Но вещи нужно называть своими именами, и зерна всегда необходимо отделять от плевел. А то ведь так и будем всю оставшуюся жизнь напевать: “Ты отказала мне два раза...”, полагая, что это и есть настоящая музыка, а никакое не пошлое шарлатанство.

Такого рода муть и пишут в основном самодеятельные авторы, сами себя называющие высоким словом композитор.

- И все же хотим мы этого или нет, творческий порыв музыкантов не остановить, и они будут сочинять, штурмуя композиторские высоты.

- Это же замечательно. Я тоже начинал как любитель, но не стеснялся показывать свои сочинения профессионалам и опытным коллегам, старался прислушиваться к критическим замечаниям. Именно так и должен расти будущий маэстро. А личные амбиции и “звездная болезнь” - самые страшные враги творческого роста.

У нас среди композиторов-любителей есть много талантливых и перспективных: Николай Горлач, автор оперы, оперетты, многих инструментальных и вокальных произведений, Николай Губин, написавший прекрасные и широко известные песни “Уходит сейнер”, “Метель вишневая” и другие. Большие надежды подают наши молодые композиторы Вадим Машко из Большого Камня и Вячеслав Гаврилко из Шмаковки, имеющие специальное консерваторское образование. Плодотворно работают Юрий Корсунский, Альбина Басова, Константин Селиванов, Сергей Белоусов, Владимир Зюзюлев и другие. У них есть все возможности стать хорошими профессионалами. Но пока они считаются самодеятельными авторами, и это их ничуть не смущает.

Представительство Союза композиторов России во Владивостоке наряду с профессиональной работой будет вести и просветительскую деятельность, ставя заслон музыкальной халтуре.