Не умирай от невежества

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В третье воскресенье мая отмечается Всемирный день памяти умерших от СПИДа. Их уже тысячи. Пока трудно надеяться на скорое избавление от этой страшной болезни. Хотя человечество, сумевшее победить черную оспу, чуму, холеру, теперь вышло на тропу войны и с этим заболеванием. О проблемах ВИЧ-инфицированных, помощи им и о многом другом корреспондент "В" беседует с заместителем главного врача краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом Валентиной КОЛЕСНИКОВОЙ.

- Очень остро проблема СПИДа встала перед человечеством в 81-м году, когда началась эпидемия в Америке и Африке. Ужасало то, что умирают в основном молодые, талантливые, с большими жизненными планами люди 25-40 лет.

День памяти жертв впервые отметили в 83-м в Сан-Франциско. К США вскоре присоединились почти 50 стран, в том числе и Россия, где эту скорбную дату стали отмечать с 1987 года. Тогда, в 87-м, у нас были созданы специальные службы, диагностические лаборатории, начали пропагандироваться меры по профилактике

СПИДа. Работать стали сразу очень активно, ведь в бывший Союз из Африки и США приезжало на учебу много ВИЧ-инфицированных молодых людей.

- К счастью, по числу больных мы пока отстаем от других стран.

- Это кажущееся благополучие. Действительно, на 1 января 1996 года в России был зарегистрирован всего 1041 случай ВИЧ-инфицирования, однако на 1 января 98-го - уже 7024. И это число неуклонно растет. На Украине, кстати, в 94-м было зарегистрировано лишь 44 инфицированных, а в прошлом году уже 27 тысяч.

Если до 96-го года среди носителей вируса у нас не было наркоманов, то сейчас их больше 70 процентов. На сегодняшний день в Приморье только на учете состоит больше 5000 наркоманов. Из них 80 процентов “сидят на игле”. Нестерильные шприцы плюс использование крови для приготовления “зелья” грозят эпидемией. Не надо забывать, что в наркотическом дурмане люди к тому же становятся сексуально активными. Беда не то что не за горами, она - на пороге.

- Нищая медицина тоже может “помочь” заразиться.

- Да уж, в 89-90-м годах мы прогремели на весь мир, когда в Элисте, Волгограде и Ростове-на-Дону было инфицировано около 300 детей. Тогда сразу предприняли серьезные меры. И уже в 95-м Всемирная организация здравоохранения признала, что работа проведена эффективная, и случаев внутрибольничного заражения больше не регистрируется.

- А есть гарантия, что не получишь ВИЧ-инфекцию при переливании крови?

- Это больной вопрос. Конечно, доноров тщательно обследуют. Но порою возникают экстраординарные ситуации. Человек погибает от кровотечения - ему переливается кровь от любого, кто способен ее дать в данный момент. В таком случае донора обследуют постфактум. Кроме того, сдавший кровь человек может находиться в той стадии, когда антитела еще не выявляются, но вирус в крови уже есть. В Москве в прошлом году было 3 таких случая.

- Неужели не существует какой-нибудь экспресс-диагностики для критических случаев?

- А вы представляете, сколько это стоит? В мире многое придумано, только мы такие тест-системы приобрести не в состоянии из-за плохого финансирования.

- Лечите-то, надеюсь, все-таки бесплатно?

- По возможности. Препарат азидотимидин мы получаем централизованно. Но на проходившей в 96-м году в Ванкувере конференции больные кричали: “Нет азидотимидину!” Это лекарство очень тяжело переносится. Есть и другие препараты, которые могут обеспечить сносное существование больного в течение нескольких лет, но это уже небесплатно. А кто из наших пациентов может позволить себе расходовать на лекарства 10 тысяч долларов ежегодно?

- Некоторые считают, что не нужно создавать центры и тратить бешеные деньги на тех, кто сам виноват в своей болезни...

- К сожалению, мы с этим сталкиваемся. Кое-кто думает, что его эта беда никогда не коснется. Но где гарантия? В мире сейчас 30 миллионов ВИЧ-инфицированных и больше 4 миллионов больных СПИДом. И это при том, что в некоторых странах регистрируют только больных, а инфицированных, если неплохо себя чувствуют, на учет не ставят. В американском городе Сакраменто, к примеру, 1800 больных, соотношение которых к инфицированным принято считать 1:6. Значит, к этой цифре надо приплюсовать еще тысяч 10.

Возьмите Калининград, город-порт. До 96-го года - 24, сейчас - более 2000 зараженных. Что ждет завтра Владивосток?

- У нас положение серьезное?

- На сегодняшний день в нашем центре на учете состоят 30 человек. Четверо умерли: один - от СПИДа, двое - от сопутствующих заболеваний, и 1,5-месячный ребенок, родившийся у ВИЧ-инфицированных родителей.

Из наблюдаемой группы 16 - моряки, заразившиеся во время захода в иностранные порты.

У нас недостаточно исследованы группы риска. Соблюдаем права человека, никого насильно не проверяем. При этом сами представители, к примеру, секс-меньшинств на обследование не спешат. Им бы взять пример с Санкт-Петербурга, где гомосексуалисты, организовавшись, оказывают помощь ВИЧ-инфицированным, а в День памяти выходят на улицы с плакатами, призывающими к борьбе с жуткой болезнью.

Хорошо, если бы владельцы многочисленных фирм досуга следили за тем, чтобы девушки регулярно обследовались. Не нужно никакого направления, никаких фамилий - все делается анонимно. Кстати, почему бы в газетах среди объявлений о секс-услугах не помещать наш телефон? У нас ведь нет средств на рекламу, как, например, в Англии. Там еще в 83-м году начали просвещать население: что это за болезнь, как ее избежать? Они организовывали на TV игры, спектакли. С помощью правительства и спонсоров англичане постоянно внушают соотечественникам - не умирай от невежества.

- Что представляет собой краевой центр по борьбе со СПИДом?

- В нашем центре, организованном в 89-м году, есть стационар на 25 коек, поликлиника, где работают врачи многих специальностей: гинеколог, педиатр, стоматолог и другие, кабинет психосоциальной помощи. Ведь без поддержки психотерапевта и психолога невозможно сказать человеку о поставленном диагнозе.

Лаборатория анонимного обследования работает у нас с 8 до 18 часов. По телефону доверия 236-311 можно позвонить круглосуточно. И таких звонков немало. Хотят получить консультацию и совет не только взрослые, но и подростки. Бывает нужна помощь изнасилованным, есть люди, подверженные спидофобии.

Мы ежегодно обследуем до 600 тысяч человек. Представьте только, какие это деньги, если 1 анализ обходится государству в 10 американских долларов. Однако некоторые исследования делаются напрасно. Приходит, например, бабуля лет 80 - нужна справка для операции. Зачем? Хирурги говорят - чтобы обезопасить себя. Своим мастерством, перчатками, масками в данном случае вполне можно уберечься от практически нереальной угрозы.

- Что нас ждет к концу тысячелетия?

- Руководитель республиканского научно-методического центра СПИДа Владимир Покровский считает, что в России к 2000 году будет примерно миллион ВИЧ-инфицированных. Однако хочется верить, что человек сам создает свою судьбу. Нужно, чтобы все поняли - СПИДа можно избежать. В этом может помочь культура - общения, секса, медицинского обслуживания. Разумное человечество способно спасти себя.