Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Жизнь

“Люблю. Целую. Пиши”

Расставаясь с друзьями, провожая их на вокзал, мы просим: пишите! И обещаем сами: я напишу, напишу... И пишем. Коротко или длинно, умело или неловко, в постоянной спешке нашей насыщенной событиями жизни. Опускаем конверты в почтовый ящик...

Письмо. Его история ненамного короче истории человеческого общества. Даже когда на земле не существовало письменности, письмом могли служить камни и кости, сложенные в определенном порядке, и конечно, рисунки. Потом были пергаментные свитки, береста, наконец бумага. Сначала письма пересылались с воинскими гонцами. О первых специальных гонцах на Руси мы узнаем из “Повести временных лет”, и относится этот факт к 885 году, который принято считать началом истории отечественной почты.

Первым государственным шагом по упорядочению пересылки письменных известий на Руси стал “повоз”: особая повинность населения, проживающего вдоль дорог, соединяющих стольный град Киев с другими русскими княжествами.

На смену повозу в ХIII веке пришла ямская гоньба. Это явление чисто русское, не знакомое больше ни одной стране мира. Ямская гоньба напоминает конную эстафету, “ямы” - дорожные станции - располагались примерно через 30-100 верст. А на высокую должность начальника ямского приказа дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.

Впрочем, ямская гоньба была способом продвижения гонцов без регулярности и постоянства. Начало регулярной почтовой связи было положено в 1665 году обрусевшим голландцем Иваном ван Сведеном, заключившим договор с русским правительством об организации почтовой связи с зарубежными странами. Тогда же пришло в русский язык слово “почта” - от немецкого die Post, что означает известие, новость, почтовую контору. Людей, доставляющих вести для первой русской рукописной газеты “Куранты”, называли “почтар”.

Подлинно государственной сделал почту Петр I, до него она находилась в частных руках. В 1722 году был учрежден Генеральный почтамт. К концу XVIII века в России действовало 7 почтамтов: Петербургский, Московский, Малороссийский (Киевский), Литовский, Тамбовский, Казанский и Сибирский. Эти почтамты ведали всей почтой соседних губерний.

Поток писем возрастал. Способ оплаты их наличными деньгами в мелочных лавках стал тормозом в развитии почты. И вот 19 ноября 1845 года в России специальным указом введены первые знаки почтовой оплаты - штемпельные куверты (конверты) общегосударственного образца, стоящие 6 копеек серебром. А вскоре появились и почтовые ящики зеленого цвета. Вначале - деревянные, тяжелые и неуклюжие, а совсем скоро - сделанные из металла.

Новая эра для письма наступила с появлением в России железных дорог. Такую же революцию произвела в работе почты и почтовая марка - первая российская марка достоинством в 10 копеек была выпущена в Санкт-Петербурге 10 декабря 1857 года. Земствам разрешалось выпускать собственные марки, которые имели хождение только в пределах своего уезда и отличались необыкновенным разнообразием содержания и формы.

В 1871 году были введены еще 3 вида почтовых отправлений: открытое письмо, заказное письмо и образцы товаров. Открытые письма - открытки - нередко использовались для агитации, содержали едкие карикатуры на правительство. Позже была учреждена даже специальная цензура по открытым письмам.

Почтовые отправления наложенным платежом появились в России в 1888 году, денежные переводы - в 1897.

И вот уже в течение столетия основные услуги почты почти не изменились, и она пока остается самым дешевым и массовым видом связи.

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера